18 октября 2018 г. в рамках предоставленной Республике Беларусь целевой технической помощи по Программе Erasmus+ в Государственном учреждении образования «Республиканский институт высшей школы» состоялся международный информационный семинар «Признание предшествующего образования».
Семинар был организован совместно Офисом Программы «Erasmus+ в Республике Беларусь и Республиканским институтом высшей школы с привлечением международного эксперта Сандры КРАЖЕ, Менеджера проектов по международным делам Школы бизнеса и финансов Латвии, международного эксперта по высшему образованию Латвии, Германии и SHARE (программы поддержки высшего образования ЕС для региона АСЕАН).
Содержание семинара было направлено на выработку подходов по реализации отдельных положений Стратегического плана действий по реализации основных задач развития системы образования в соответствии с принципами инструментами Европейского пространства высшего образования (утвержден Министром образования 1 июня 2018 г.).
В международном информационном семинаре приняли участие 35 представителей учреждений высшего образования нашей республики, Республиканского института высшей школы, а также членов Национальной группы экспертов по реформе высшего образования.
Международный семинар состоится в рамках IV Международной научно-методической конференции «Современные тенденции в дополнительном образовании взрослых», которая собрала в Государственном учреждении образования «Республиканский институт высшей школы» более 120 представителей системы образования, общественных организаций и работодателей.
Доктор Сандра Краже в рамках своей презентации «Признание навыков, приобретенных вне формального образования или в профессиональной деятельности, и признание результатов обучения, полученных в предшествующем образовании» представила опыт европейских университетов по организации процедур признания предшествующего образования.
Опыт разных стран (например, Франции, Финляндии, Швеции) показывает, что для государства невыгодно, если студенты учатся длительное время, и лишь спустя 5–6 лет начинают работать. В рамках Лиссабонской конвенции признания дипломов разные страны предлагают иные способы решения проблемы. Например, в ряде зарубежных университетов студенты учатся три месяца, а затем три месяца работают в профильной компании, сразу же закрепляя полученные знания на практике. Иной подход состоит в признании совокупного опыта работы человека в какой-либо сфере (10 лет и выше) в качестве кредитных пунктов за соответствующий учебный курс.
Отдельным направлением является повышение квалификации профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования и перенаправленность, профилизация их в соответствии с востребованными в конкретный период специальностями. Так, например, в Латвийских университетах в 2017 г. были закрыты 6 учебных программ, поскольку специальности были не востребованы (процессы на производстве роботизированы). Соответственно были внесены изменения в учебные планы, в процедуру признания документов об образовании и зачислении в университеты по совокупности кредитных пунктов специалистов, работающих в самых востребованных сегодня сферах, связанных с социальными медиа, программированием и т.п.
Во время активной дискуссии в заключение Международного семинара его участниками обсуждались вопросы, связанные с опытом зарубежных университетов по отслеживанию карьеры своих выпускников; сертификацией, оценкой качества электронного обучения; международной сертификацией учебных программ, методикой международной аккредитации и др.
Представленная на семинаре презентация размещена на нашем сайте в отдельном разделе, в который можно перейти по ссылке http://nihe.by/images/2018/news/seminar_18.10.2018.pdf.
https://nihe.by/index.php/ru/news-instituta/2248-mezhdunarodnyj-seminar-priznanie-predshestvuyushchego-obrazovaniya#sigProIda28658266a