ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЗА 2024 ГОД

В отчётном 2024 году в РИВШ выполнялось 16 научно-исследовательских тем, из них 10 НИР – за счёт бюджетных средств (2 НИР по заданиям ГПНИ; 4 НИР, направленных на обеспечение деятельности Министерства образования; 3 НИР по госбюджетному договору с БРФФИ); 1 НИР по договору с организацией (РИПО); 6 НИР выполнялись профессорско-преподавательским составом в пределах основного рабочего времени.

Основные результаты исследования в области фундаментальных исследований в 2024 г.:

  • разработано научно-методическое обеспечение развития критического мышления, исходя из профиля интеллектуальных способностей и профессионально значимых качеств личности;
  • разработаны научно - методические основания системы оценивания результатов непрерывного профессионального обучения: методологические подходы и принципы, методы и средства их реализации;
  • подготовлен макет управленческого кейса, на основе глубинного интервью со студентами и  лидерами университетского образования в Республике Беларусь;
  • подготовлен макет учебно-методического пособия «Беларусь как зона цивилизационного взаимодействия и транзита социокультурных инноваций в Средние века и раннее Новое время (X–XVI вв.)».

Основные результаты в области прикладных исследований в 2024:

  • разработан учебно-методический комплекс образовательной программы повышения квалификации кадров в сфере избирательного процесса, включающий учебную программу, методические рекомендации, макет пособия, сборник кейсов, тестовые задания, информационные материалы;
  • разработан тестирующий комплекс профессионально-личностной оценки кадров в сфере избирательного процесса; учебно-методический комплекс образовательной программы опережающего повышения квалификации кадров «Теория и практика избирательного процесса» на основе компетентностного подхода;
  • разработан, проведён и проанализирован мониторинг социально-психологических особенностей статуса студентов посредством диагностического минимума;
  • подготовлен макетный образец методического пособия «Психологическая диагностика в учреждениях высшего образования».

Аспирантура

В 2024 году РИВШ продолжал подготовку научных работников высшей квалификации на первой ступени научно-ориентированного образования. По состоянию на декабрь 2024 г. в аспирантуре РИВШ числится 56 обучающихся. Из них: по дневной форме получения образования – 36 человека, по заочной – 11 человек, на соискательстве (период обучения не более 5 лет) – 4, на соискательстве (период обучения не более 2 лет) – 5 человека.

В рамках выполнения Государственной программы научных исследований на 2021-2025 гг. «Общество и гуманитарная безопасность белорусского государства»

Подпрограмма «Образование» 8.2.03 НИР «Разработать и обосновать механизмы формирования универсальных компетенций (soft skills) будущих специалистов в условиях цифровизации образования» (2021-2025), №ГР 20210511:

  • разработано научно-методическое обеспечение развития критического мышления, исходя из профиля интеллектуальных способностей и профессионально значимых качеств личности;
  • разработано научно-методическое обеспечение развития креативности, исходя из профиля интеллектуальных способностей и профессионально значимых качеств личности;
  • разработано научно-методическое обеспечение развития эмоционального интеллекта, исходя из профиля интеллектуальных способностей и профессионально значимых качеств личности;
  • разработано научно-методическое обеспечение развития способности работать в команде, исходя из профиля интеллектуальных способностей и профессионально значимых качеств личности.

Подпрограмма «Философия» 4.01 НИР «Университет будущего: стратегия развития в контексте цифровой трансформации» (2021-2025), № ГР 20210648:

  • подготовлены аналитические записки «Анализ условий для создания технологического лидерства университета на основе международного опыта», «Анализ опыта использования искусственного интеллекта в учреждениях высшего образования»;
  • проведено глубинное интервью со студентами и с лидерами университетского образования в Республике Беларусь;
  • подготовлен макет управленческого кейса.

По заданиям, направленным на научно-техническое обеспечение деятельности Министерства образования Республики Беларусь:

НИР «Проектирование системы опережающей подготовки кадров в сфере избирательного процесса на основе компетентностного подхода» (2023-2024, № ГР 20230457):

  • разработан тестирующий комплекс профессионально-личностной оценки кадров в сфере избирательного процесса; учебно-методический комплекс образовательной программы опережающего повышения квалификации кадров «Теория и практика избирательного процесса» на основе компетентностного подхода;
  • подготовлены аналитические записки «Результаты опытной проверки и корректировки тестирующего комплекса по профессионально-личностной оценке кадров в сфере избирательного процесса»,  «Результаты опытной проверки и корректировки учебно-методического комплекса образовательной программы опережающего повышения квалификации кадров «Теория и практика избирательного процесса» на основе компетентностного подхода», «Результаты опытной проверки и корректировки программного комплекса дистанционной информационно-образовательной поддержки лиц, вовлечённых в электоральные кампании», «Результаты внедрения организационной модели опережающей подготовки кадров в сфере избирательного процесса на основе компетентностного подхода»;
  • разработан учебно-методический комплекс образовательной про-граммы повышения квалификации кадров в сфере избирательного процесса, включающий учебную программу, методические рекомендации, макет пособия, сборник кейсов, тестовые задания, информационные материалы;
  • разработан программный комплекс дистанционной информационно-образовательной поддержки лиц, вовлечённых в электоральные кампании.

НИР «Разработать научно-методическое обеспечение системы оценки качества дополнительного образования взрослых» (2024г., ГР20240453):

  • разработано научно-методическое обеспечение проектирования модели внутреннего обеспечения качества образования в УДОВ;
  • типовое Положение о системе внутреннего обеспечения и оценки качества образования УДОВ;
  • примерный перечень локальных правовых актов УДОВ, обеспечивающих функционирование системы внутреннего обеспечения качества образования и проведение внутренней оценки качества образования;
  • типовая политика в области обеспечения качества УДОВ;
  • методические рекомендации по порядку организации и проведения самоконтроля за обеспечением качества образования в УДОВ;
  • методические рекомендации по независимой оценке качества подготовки обучающихся в УДОВ;
  • методические рекомендации по реализации практико-ориентированного обучения в УДОВ;
  • методические рекомендации по обеспечению образовательных ресурсов и системы поддержки слушателей и стажёров;
  • методические рекомендации по осуществлению кадровой политики УДОВ в части профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного состава и внутренней оценке качества работы педагогических работников;
  • методические рекомендации по управлению информацией в целях обеспечения функционирования системы внутреннего обеспечения качества образования в УДОВ;
  • методические рекомендации по взаимодействию с органами внешнего обеспечения качества образования и признанию результатов реализации образовательных программ ДОВ.

НИР «Разработать научно-методическое обеспечение психологической диагностики в учреждениях высшего образования» (2024г., ГР20240454):

  • аналитическая записка «Диагностика при оказании психологической помощи студентам»;
  • аналитическая записка «Анализ и описание стандартизированных и апробированных диагностических методик для использования при оказании психологической помощи студентам»;
  • аналитическая записка «Примерный диагностический минимум основных психодиагностических исследований в рамках модели деятельности педагога-психолога учреждения высшего образования»;
  • разработан, проведён и проанализирован мониторинг социально-психологических особенностей статуса студентов посредством диагностического минимума; подготовлен макетный образец методического пособия «Психологическая диагностика в учреждениях высшего образования».

Выполнение данной работы позволило определить современное состояние психодиагностики при оказании психологической помощи студентам, особенности и типичные ошибки применения методов и методик психодиагностики при оказании психологической помощи в учреждениях высшего образования Республики Беларусь; выявить принципы отбора методов и методик психодиагностики, разработать экспертные стандарты методики, специфику каждой психодиагностической методики в соответствии с рубрикатором картотечного описания, создать диагностический минимум основных психодиагностических исследований в рамках модели деятельности педагога-психолога учреждения высшего образования, создать методическое пособие по психологической диагностике в учреждениях высшего образования, которое позволит оказывать эффективную психологическую помощь.

НИР «Социолого-статистический мониторинг эффективности реализации государственной молодёжной политики» (2024г), ГР20240452:

  • разработаны аналитические записки «Анализ социологической информации для оценки эффективности реализации государственной молодёжной политики Республики Беларусь на республиканском уровне посредством социологического исследования»;
  • произведён анализ статистической информации для оценки эффективности реализации государственной молодёжной политики Республики Беларусь на республиканском уровне; расчёт индекса эффективности государственной молодёжной политики»;
  • осуществлён расчёт индекса эффективности государственной молодёжной политики и степени сформированности позитивных поведенческих установок молодёжи;
  • подготовлен макетный образец «Государственная молодёжная политика в Республике Беларусь: индекс эффективности».

По договорам, заключённым с БРФФИ:

НИР «Беларусь как зона цивилизационного взаимодействия и трансфера социокультурных инноваций в Средние века и раннее Новое время (X–XVI вв.)» (2022-2024, №ГР 20220902):

  • подготовлен макет учебно-методического пособия «Беларусь как зона цивилизационного взаимодействия и транзита социокультурных инноваций в Средние века и раннее Новое время (X–XVI вв.)»;
  • разработаны практические рекомендации по проведению дальнейших исследований историко-культурного наследия Беларуси, изучены перспективы дальнейшего развития исследований и практического использования полученных результатов.

НИР «Организация образовательной деятельности в системе высшего и дополнительного профессионального образования специалистов с использованием дистанционных технологий» (2022-2024, №ГР 20220901):

  • установлены суммирующие показатели, характеризующие уровень развития и доступность инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий в Республике Беларусь и Республике Узбекистан, а также проблемы их практического применения;
  • разработаны критерии оценивания образовательной деятельности с использованием ДОТ, с учётом различных признаков существующих в мировой практике. Разработан сетевой опросник, исследующий отношение профессорско-преподавательского состава к компетенциям, которые позволяют улучшить образовательный процесс применением ДОТ;
  • разработаны методические и практические рекомендации по внедрению дистанционных образовательных технологий и их интеграции в единое образовательное пространство, на основе анализа нормативного правового регулирования дистанционной формы обучения в Республике Беларусь;
  • разработан новый электронный учебный курс «Дистанционные образовательные технологии в системе профессионального образования»;
  • разработаны практические рекомендации по развитию дистанционных образовательных технологий и выработаны предложения по интеграции высшего и дополнительного профессионального образования специалистов в единое цифровое пространство.

НИР «Республика Беларусь в условиях геополитических вызовов для интеграционных проектов на постсоветском пространстве (2024-2026, №ГР 20241312):

  • определены историография, источники и методология исследования;
  • исследованы интеграционные процессы на постсоветском пространстве в восприятии евроатлантического сообщества;
  • определены инструменты западного влияния на развитие постсоветской интеграции.

Научно-исследовательские работы, выполняемые с организациями Республики Беларусь:

НИР «Разработать концептуальные подходы и стратегические направления совершенствования высшего образования и дополнительного образования взрослых для устойчивого социально-экономического развития страны» (2021), № ГР 20211470 (в рамках НИР «Разработать концептуальные подходы и стратегические направления совершенствования системы непрерывного профессионального образования для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны» ГПНИ «Общество и гуманитарная безопасность белорусского государства», РИВШ, РИПО):

  • научно обоснованы условия, механизмы и риски реализации стратегии обучения в течение всей жизни на уровне высшего образования и в системе дополнительного образования взрослых на основе принципов доступности, непрерывности, социального партнерства;
  • разработана «Дорожная карта» реализации стратегии обучения в течение всей жизни на уровне высшего образования и в системе дополнительного образования взрослых; разработана система индикаторов для оценки реализации стратегии обучения в течение всей жизни на уровне высшего образования и в системе дополнительного образования взрослых.

Выполнение НИР профессорско-преподавательским составом в пределах основного рабочего времени:

Кафедра психологии и педагогического мастерства

НИР «Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития преподавателя высшей школы» (2021-2025):

  • разработан дидактический комплекс по совершенствованию готовности преподавателей высшей школы к осуществлению инновационной деятельности; подготовлены учебно-методические и научные публикации по вопросу готовности преподавателя к осуществлению инновационной деятельности.

Кафедра технологий безопасности

НИР «Разработка базового варианта стандарта организации «Внутренний аудит» системы менеджмента здоровья и безопасности при профессиональной деятельности» (2024):

  • разработан базовый вариант стандарта организации «Внутренний аудит», соответствующий требованиям СТБ ISO 19011:2018 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента», СТБ ISO 45001:2020 «Системы менеджмента здоровья и безопасности при профессиональной деятельности. Требования и руководство по их применению» и технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь.

Кафедра философии, истории и методологии образования

НИР «Историческая память: научное измерение и образовательный потенциал белорусской модели» (2022-2024):

  • разработана концепция формирования исторической памяти в образовательном процессе, связанном с усвоением обучающимися историко-культурного наследия Беларуси средствами исторического образования.

Кафедра молодёжной политики и социокультурных коммуникаций

НИР «Развитие социально-культурной активности молодёжи: ресурсы и технологии» (2021-2025), №ГР 20210650:

  • подготовлена аналитическая записка «Опыт международного молодёжного сотрудничества в сфере социально-культурной активности».

Кафедра управления и экономики высшей школы

НИР «Менеджмент учреждений высшего образования в условиях цифровой трансформации общества» (2023-2025):

  • обобщён опыт зарубежных стран и Республики Беларусь по использованию современных цифровых технологий в системе менеджмента УВО. Кафедра современных образовательных технологий НИР «Теоретико-методологические основы и методическое обеспечение реализации компетентностного подхода в дополнительном образовании педагогических работников» (2023-2026, № ГР 20230410):
  • создан комплекс компетентностно-ориентированных заданий и педагогических кейсов как средство развития профессиональных компетенций преподавателей.