ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ РИВШ ЗА 2021 ГОД


В 2021 году в РИВШ выполнялось 19 научно-исследовательских тем, из них 9 НИР – за счёт бюджетных средств (3 НИР по заданиям ГПНИ; 2 НИР по грантам Министерства образования; 1 НИР, направленная на обеспечение деятельности Министерства образования; 3 НИР по госбюджетному договору с БРФФИ); 1 НИР по договору с организацией (РИПО); 9 НИР выполнялись профессорско-преподавательским составом в пределах основного рабочего времени.

Основные результаты в области фундаментальных исследований:

  • Разработаны практические рекомендации для развития экспорта образовательных услуг в Республике Беларусь.
  • Разработан сетевой механизм/технология для стимулирования активного взаимодействия учреждений высшего образования Республики Беларусь и Республики Узбекистан по вопросам эффективного внедрения в практику технологий электронного обучения по родственным профилям и направлениям образования. Разработаны практические рекомендаций по развитию электронного обучения между учреждениями высшего образования Республики Беларусь.
  • Выявлены перспективные направления развития социального предпринимательства в Республике Беларусь. Сформулированы факторы и критерии, которые необходимо учитывать при поддержке социального предпринимательства на различных уровнях. Разработаны практические рекомендации по развитию социального предпринимательства в Республике Беларусь. Проанализированы возможности использования рекомендаций по развитию социального предпринимательства в Республике Беларусь.

Основные результаты в области прикладных исследований:

  • Составлена классификация и проведена операционализация универсальных компетенций (soft skills). Разработаны структурно-функциональные модели соотношения универсальных компетенций и интеллектуальных профилей будущих специалистов.
  • Определены научно-методологические и дидактические основания процесса формирования профессиональных компетенций преподавателей естественнонаучных дисциплин в условиях информатизации обучения.
  • Изучены основные предпосылки и условия для возможности построения модели университета будущего. Подготовлена методологическая база нового формата обучения, для индивидуализации образовательной траектории.
  • Разработана модель патриотического воспитания молодежи Республики Беларусь до 2025 года. Разработан научно-обоснованный перечень критериев и показателей эффективности реализации модели патриотического воспитания молодежи Республики Беларусь до 2025 года.
  • Подготовлен аналитический материал для органов государственного управления в рамках проекта по созданию Института национальной памяти в Беларуси.
  • Раскрыта специфика процессов политогенеза в контексте конфессиональной ситуации на белорусских землях. Научно обобщены особенности взаимодействия двух ветвей христианства в условиях формирования белорусской государственности.

Аспирантура

В 2021 году РИВШ продолжал подготовку научных работников высшей квалификации на первой ступени послевузовского образования.
По состоянию на декабрь 2021 г. в аспирантуре РИВШ числится 78 обучающихся. Из них: по дневной форме получения образования – 50 человек, по заочной – 17 человек, на соискательстве (период обучения не более 5 лет) – 5, на соискательстве (период обучения не более 2 лет) – 6 человек.

В рамках выполнения Государственной программы научных исследований на 2021-2025 гг. «Общество и гуманитарная безопасность белорусского государства»:

Подпрограмма «Образование» 8.2.03
НИР «Разработать и обосновать механизмы формирования универсальных компетенций (soft skills) будущих специалистов в условиях цифровизации образования» (2021-2025), №ГР 20210511:

  • Осуществлён метаанализ теоретико-эмпирических исследований универсальных компетенций, интеллектуальных способностей и профессионально значимых качеств личности в психолого-педагогической науке.
  • Составлена классификация и проведена операционализация универсальных компетенций (soft skills).
  • Спроектированы структурно-функциональные модели зависимости универсальных компетенций (способности принимать решения и решать задачи) от интеллектуального и личностного профиля будущего специалиста.
  • Разработаны структурно-функциональные модели соотношения универсальных компетенций и интеллектуальных профилей будущих специалистов.

Подпрограмма «Образование» 8.2.02
НИР «Разработать методологическое обоснование, дидактическое и научно-методическое обеспечение формирования профессиональных компетенций преподавателей естественнонаучных дисциплин в условиях информатизации обучения» (2021-2023), № ГР 20210649:

  • Определены научно-методологические и дидактические основания процесса формирования профессиональных компетенций преподавателей естественнонаучных дисциплин в условиях информатизации обучения.
  • Подготовлена аналитическая записка «Методологические и дидактические основы формирования профессиональных компетенций преподавателей естественнонаучных дисциплин в условиях информатизации обучения».
  • Осуществлён анализ результатов диагностики индивидуальных образовательных потребностей и практических запросов преподавателей естественнонаучных дисциплин в условиях информатизации обучения.
  • Подготовлена аналитическая записка «Образовательные потребности и практические запросы преподавателей естественнонаучных дисциплин, возникающие при формировании профессиональных компетенций в условиях информатизации обучения».

Подпрограмма «Философия» 4.01
НИР «Университет будущего: стратегия развития в контексте цифровой трансформации» (2021-2025), № ГР 20210648:

  • Изучены основные предпосылки и условия для возможности построения модели университета будущего.
  • Проведён философско-культурологический анализ публикаций о создании инновационных образовательных структур и инициатив в различных странах и оценка возможности применения их опыта для Республики Беларусь.
  • Определены критерии и параметры анализа для создания условий развития прорывных направлений, необходимых для господства на рынках будущего, для понимания места и роли университета будущего.
  • Подготовлена методологическая база нового формата обучения, для индивидуализации образовательной траектории.

По заданиям, направленным на научно-техническое обеспечение деятельности Министерства образования Республики Беларусь:

НИР «Научно обосновать и разработать модель патриотического воспитания молодежи Республики Беларусь до 2025 года» (2021), № ГР 2021129:

  • Подготовлена аналитическая записка о современном состоянии патриотического воспитания молодежи в странах дальнего и ближнего зарубежья.
  • Разработана рабочая программа социологических исследований.
  • Подготовлена аналитическая записка по результатам социологического исследования граждан Республики Беларусь в возрасте от 14 до 31 года по национальной репрезентативной выборке; предложения и рекомендации к разработке модели патриотического воспитания молодежи Республики Беларусь до 2025 года.
  • Разработана научно-обоснованная структура и содержание модели патриотического воспитания молодежи Республики Беларусь до 2025 года.
  • Разработан научно-обоснованный перечень критериев и показателей эффективности реализации модели патриотического воспитания молодежи Республики Беларусь до 2025 года.
  • Разработана модель патриотического воспитания молодежи Республики Беларусь до 2025 года.
  • Подготовлен план мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи Республики Беларусь до 2025 года.
  • Разработан макетный образец научно-методического пособия «Патриотическое воспитание молодежи Республики Беларусь: современное состояние и перспективы развития».

По грантам Министерства образования Республики Беларусь:

НИР «Вторая мировая война в исторической памяти в постсоциалистических государствах Центральной и Восточной Европы» (2021), № ГР 20211067:

  • Подготовлен аналитический обзор литературы и источников для исследования. Разработан учебный модуль и внедрён в учебный процесс РИВШ.
  • Организована выставка «Историческая память о Великой Отечественной войне в Беларуси» на базе ГУО «Минский городской педагогический колледж».
  • Разработан экскурсионный маршрут в рамках темы «Историческая память о Великой Отечественной войне в Беларуси».
  • Подготовлен аналитический материал для органов государственного управления в рамках проекта по созданию Института национальной памяти в Беларуси.
  • НИР «Взаимодействие христианства восточного и западного обрядов как фактор этноконфессиональных процессов на территории Беларуси» (2021), № ГР 20211068:
  • Выявлены и проанализированы источники и историографии. Подготовлен аннотированный список источников и научной литературы для разрабатываемой учебной программы.
  • Раскрыта специфика процессов политогенеза в контексте конфессиональной ситуации на белорусских землях. Подготовлена аналитическая записка для профильной кафедры РИВШ по обновлению содержательного наполнения учебных программ.
  • Дана характеристика развития государственности и межконфессионального взаимодействия в период до заключения Кревской унии. Разработаны методические рекомендации по использованию материалов проекта в учебном процессе.
  • Научно обобщены особенности взаимодействия двух ветвей христианства в условиях формирования белорусской государственности. Разработана учебная программа повышения квалификации.

По договорам, заключённым с БРФФИ:

НИР «Экспорт образовательных услуг как перспективное направление расширения сектора услуг в Республике Беларусь» (2019-2021) № ГР 20192006:

  • Разработаны практические рекомендации для развития экспорта образовательных услуг в Республике Беларусь. Изучены перспективы дальнейшего развития исследований и практического использования полученных результатов.

НИР «Научно-методическое обеспечение подготовки педагогических кадров с использованием современных ИКТ» (2019-2021) № ГР 20192005:

  • Разработан сетевой механизм/технология для стимулирования активного взаимодействия учреждений высшего образования Республики Беларусь и Республики Узбекистан по вопросам эффективного внедрения в практику технологий электронного обучения по родственным профилям и направлениям образования
  • Разработаны практические рекомендаций по развитию электронного обучения между учреждениями высшего образования Республики Беларусь. Изучены перспективы дальнейшего развития исследований и практического использования полученных результатов.

НИР «Развитие социального предпринимательства в Республике Беларусь» (2020-2022) №ГР 20201203:

  • Выявлены перспективные направления развития социального предпринимательства в Республике Беларусь.
  • Сформулированы факторы и критерии, которые необходимо учитывать при поддержке социального предпринимательства на различных уровнях.
  • Разработаны практические рекомендации по развитию социального предпринимательства в Республике Беларусь
  • Проанализированы возможности использования предложенных рекомендаций по развитию социального предпринимательства в Республике Беларусь

Выполнение НИР профессорско-преподавательским составом в пределах основного рабочего времени:

Кафедра информационных технологий в образовании
НИР «Информационные технологии в высшем образовании и дополнительном образовании взрослых» (2021-2025):

  • Разработаны и внедрены информационные технологии в организации образовательной деятельности.

Кафедра философии и методологии университетского образования
НИР «Информационная культура преподавателя и студента в условиях цифровизации образования» (2021-2023):

  • Проанализированы особенности формирования информационной культуры студентов в условиях открытого информационного общества.

Кафедра психологии и педагогического мастерства
НИР «Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития преподавателя высшей школы» (2021-2025):

  • Определены критерии и показатели эффективности педагогической деятельности, уровни сформированности профессионального мастерства преподавателя высшей школы в современной социокультурной ситуации.

Кафедра проектирования образовательных систем
НИР «Проектирование универсальных компетенций обучающихся в системе высшего и дополнительного образования взрослых» (2021-2025):

  • Разработаны классификации универсальных компетенций для обучения в условиях цифрового образования.
  • Проведен анализ теоретико-методологических оснований и мета-анализ эмпирических исследований универсальных компетенций, интеллектуальных способностей и профессионально значимых (важных) качеств в контексте компетентностного подхода.
  • Определены Soft Skills – навыки критического мышления, креативности и эмергентности (креативном синтезе), коллаборации (взаимодействии и сотрудничестве) и презентации (представлении своих проектов и обмене идеями), а также эмоциональный интеллект, когнитивная сложность (complexity) и гибкость.

Кафедра технологий безопасности
НИР «Разработка базового варианта руководства по системе управления охраной труда для организаций малого бизнеса» (2019-2023) № ГР 20190351:

  • Проведен анализ и изучение литературы, нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования, направленные на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работающих организаций малого и среднего бизнеса, изучены документы, характеризующие состояния условий и охраны труда, пожарной, промышленной и радиационной безопасности в организациях, международная практика управления охраной труда.
  • Разработан базовый вариант раздела Руководства по системе управления охраной труда для организаций малого бизнеса «Внедрение и функционирование» в области охраны труда, соответствующий требованиям СТБ ISO 45001-2020 «Системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда. Требования и руководство по их применению» и технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь.

Кафедра историко-культурного наследия Беларуси
НИР «История белорусской государственности: научное измерение и образовательный потенциал» (2019-2021), № ГР 20190350:

  • Разработана научно обоснованная концепция подачи образовательного продукта об истории белорусской государственности с учетом национальных интересов суверенного государства.

Кафедра молодежной политики и социокультурных коммуникаций
НИР «Развитие социально-культурной активности молодежи: ресурсы и технологии» (2021-2025), №ГР 20210650:

  • Разработаны теоретико-методологические основы развития социально-культурной активности молодежи в условиях трансформационных процессов.

Кафедра управления и экономики высшей школы
НИР «Проблемы и перспективы развития рынка образовательных услуг» (2019-2022), № ГР 20190352:

  • Разработана типология образовательных технологий по различным критериям; систематизированы особенности признаков, характерных для каждого типа современных образовательных технологий в образовательном процессе.

Кафедра современного естествознания
НИР «Разработка дидактического обеспечения переподготовки по специальности в области управления качеством образования» (2019-2022), № ГР 20190353:

  • Разработаны электронные учебно-методические комплексы по общепрофессиональным учебным дисциплинам специальности переподготовки в области управления качеством образования.