ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ РИВШ ЗА 2022 ГОД
В 2022 году в РИВШ выполнялось 19 научно-исследовательских тем, из них10 НИР – за счёт бюджетных средств (3 НИР по заданиям ГПНИ; 3 НИР, направленных на обеспечение деятельности Министерства образования; 3 НИР по госбюджетному договору с БРФФИ); 1 НИР по договору с организацией (РИПО); 9 НИР выполнялись профессорско-преподавательским составом в пределах основного рабочего времени.
Основные результаты в области фундаментальных исследований:
•Разработана модель формирования профессиональных компетенций преподавателей естественнонаучных дисциплин в условиях информатизации обучения. Определены дидактические принципы и условия формирования профессиональных компетенций преподавателей естественнонаучных дисциплин в условиях информатизации обучения;
•Подобран и апробирован комплекс диагностических и оценочных средств по выявлению уровня сформированности универсальных компетенций (soft skills);
•Разработана модель по выявлению, классификации и всестороннему описанию научно-теоретических основ построения стратегии развития университета будущего в контексте цифровой трансформации;
•Теоретически обоснованы условия, механизмы и риски реализации стратегии обучения в течение всей жизни, разработка «дорожной карты» реализации стратегии обучения в течение всей жизни и системы индикаторов для оценки ее реализации на уровне высшего образования и в системе дополнительного образования взрослых;
•Сформирован единый подход к изучению социального предпринимательства, подготовлены рекомендации по развитию социального предпринимательства в Республике Беларусь;
•Выявлены и проанализированы методы и условия формирования и развития дистанционных образовательных технологий в системе высшего и профессионального образования в Республике Беларусь и Республике Узбекистан. Разработаны практические рекомендации по внедрению и использованию дистанционных образовательных технологий. Разработаны критерии и методы оценивания образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий. Разработан сетевой опросник об эффективности образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий;
•Разработаны теоретико-методологические основания исследования истории Беларуси в рамках цивилизационного подхода в Средние века и раннее Новое время. Разработана периодизация социокультурного развития белорусских земель с точки зрения смены интенсивности контактов с глобальными и локальными цивилизационными зонами. Изучено развитие и трансфер социокультурных инноваций в период раннего Средневековья (X–XII вв.).
Основные результаты в области прикладных исследований:
•Разработано научно-методическое обеспечение эффективности реализации государственной молодёжной политики;
•Разработано научно-методическое обеспечение эффективности патриотического воспитания населения Республики Беларусь;
•Разработано научно-методическое обеспечение реализации дистанционной формы получения образования в профессиональном образовании;
•Определена структура и функционал исторической памяти как социально-педагогической категории;
•Разработаны предложения по совершенствованию системы экспорта образовательных услуг высшей школы Республики Беларусь;
•Разработаны электронные учебно-методические комплексы по специальным учебным дисциплинам специальности переподготовки в области управления качеством образования;
•Спроектированы модели и технологии формирования универсальных компетенций в системе высшего образования;
•Рассмотрены психолого-педагогические аспекты готовности преподавателя высшей школы к профессиональной деятельности;
•Подготовлена интегративная характеристика молодёжи как субъекта социально-культурной активности;
•Разработаны информационные технологии в обеспечении образовательного процесса;
•Разработан базовый вариант руководства по системе управления охраной труда для организаций малого бизнеса: проект раздела «Проверки»;
•Исследована медиаграмотность и информационная культура преподавателя высшей школы в современных условиях.
Аспирантура:
В 2022 году РИВШ продолжал подготовку научных работников высшей квалификации на первой ступени научно-ориентированного образования. По состоянию на декабрь 2022 г. в аспирантуре РИВШ числится 76 обучающихся. Из них: по дневной форме получения образования – 49 человек, по заочной – 17 человек, на соискательстве (период обучения не более 5 лет) – 4, на соискательстве (период обучения не более 2 лет) – 6 человек.
В рамках выполнения Государственной программы научных исследований на 2021-2025 гг. «Общество и гуманитарная безопасность белорусского государства»:
Подпрограмма «Образование» 8.2.03
НИР «Разработать и обосновать механизмы формирования универсальных компетенций (soft skills) будущих специалистов в условиях цифровизации образования» (2021-2025), №ГР 20210511:
•Составлен и апробирован комплекс диагностических и оценочных средств по выявлению уровня сформированности критического мышления.
•Составлен и апробирован комплекс диагностических и оценочных средств по выявлению уровня сформированности креативности.
•Составлен и апробирован комплекс диагностических и оценочных средств по выявлению уровня сформированности способности к коммуникации.
•Разработаны структурно-функциональные модели соотношения универсальных компетенций и интеллектуальных профилей будущих специалистов.
Подпрограмма «Образование» 8.2.02
НИР «Разработать методологическое обоснование, дидактическое и научно-методическое обеспечение формирования профессиональных компетенций преподавателей естественнонаучных дисциплин в условиях информатизации обучения» (2021-2023), № ГР 20210649:
•Определена структура и основные компоненты модели формирования профессиональных компетенций преподавателей естественнонаучных дисциплин.
•Подготовлена аналитическая записка «Сущность и характеристика целевого, содержательного, технологического и результативного компонентов модели формирования профессиональных компетенций преподавателей естественнонаучных дисциплин».
•Подготовлена аналитическая записка «Дидактические принципы и организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций преподавателей естественнонаучных дисциплин».
•Подготовлена аналитическая записка «Описание и апробация модели формирования профессиональных компетенций преподавателей естественнонаучных дисциплин».
Подпрограмма «Философия» 4.01
НИР «Университет будущего: стратегия развития в контексте цифровой трансформации» (2021-2025), № ГР 20210648:
•Рассмотрена стратегия развития Университета 4.0 как возможного элемента для построения модели университета будущего в контексте цифровой трансформации.
•Рассмотрен процесс цифровой трансформации образования как элемента для построения модели университета будущего.
•Рассмотрено персонализированное обучение как элемент для построения модели университета будущего.
•Выработана концепция для описания элементов модели университета будущего в контексте цифровой трансформации.
По заданиям, направленным на научно-техническое обеспечение деятельности Министерства образования Республики Беларусь:
НИР «Разработать научно-методическое обеспечение эффективности патриотического воспитания населения Республики Беларусь» (2022, №ГР 20220517):
•Подготовлена аналитическая записка «Анализ эффективности патриотического воспитания населения в странах дальнего и ближнего зарубежья, а также на уровне международных организаций».
•Подготовлена аналитическая записка «Результаты комплексного социологического исследования методами экспертного опроса».
•Разработан перечень индикаторов, критериев, показателей эффективности реализации патриотического воспитания населения Республики Беларусь.
•Разработаны методические рекомендации по оценке эффективности патриотического воспитания населения.
НИР «Разработать научно-методическое обеспечение эффективности реализации государственной молодежной политики» (2022, №ГР 20220531):
•Подготовлена аналитическая записка «Анализ международного опыта разработки систем критериев, показателей эффективности и оценки результативности молодежной политики в странах дальнего и ближнего зарубежья, а также на уровне международных организаций».
•Подготовлена аналитическая записка «Результаты комплексного социологического исследования методами экспертного опроса».
•Разработан перечень индикаторов, критериев, показателей государственной молодежной политики в Республике Беларусь на период до 2030 г. с учетом объективных реалий развития молодежного сектора в Республике Беларусь, а также страновой специфики.
•Разработана методология расчета «индекса эффективности государственной молодежной политики и степени сформированности позитивных поведенческих установок молодежи».
•Разработан макетный образец научно-методического пособия «Анализ эффективности реализации государственной молодежной политики».
НИР «Разработать научно-методическое обеспечение реализации дистанционной формы получения образования в профессиональном образовании» (2022, №ГР 2022 0516):
•Подготовлена аналитическая записка «Практика применения дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и дополнительного образования взрослых в дистанционной форме получения образования».
•Предложения по изменениям и дополнениям в документы, регламентирующие реализацию образовательных программ профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и дополнительного образования взрослых в части их реализации в дистанционной форме получения образования.
•Порядок и условия использования дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и дополнительного образования взрослых.
•Предложения по перечню специальностей профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и дополнительного образования взрослых, по которым не допускается получение образования в дистанционной форме получения образования.
•Проект положения о дистанционной форме получения образования при реализации образовательных программ профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и дополнительного образования взрослых.
•Предложения по изменениям и дополнениям в требования по лицензированию образовательной деятельности и в процедуру аккредитации образовательных программ профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и дополнительного образования взрослых в дистанционной форме получения образования.
•Макетные образцы методических рекомендаций по разработке учебно-программной документации образовательных программ профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, повышения квалификации, переподготовки и стажировки руководящих работников и специалистов, реализуемых в дистанционной форме получения образования.
•Макетные образцы методических рекомендаций по планированию и учету учебной нагрузки преподавателей учреждений профессионального образования, участвующих в реализации образовательных программ в дистанционной форме получения образования.
•Макетные образцы методических рекомендаций по реализации образовательных программ профессионально-технического и среднего специального образования в дистанционной форме получения образования.
•Макетные образцы методических рекомендаций по реализации образовательных программ высшего образования, повышения квалификации, переподготовки и стажировки руководящих работников и специалистов в дистанционной форме получения образования.
•Учебные программы повышения квалификации «Методика организации дистанционного обучения в учреждениях образования» для руководящих работников и специалистов учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и дополнительного образования взрослых.
По договорам, заключённым с БРФФИ:
НИР «Развитие социального предпринимательства в Республике Беларусь» (2020-2022, №ГР 20201203):
•Сформирован единый подход к изучению социального предпринимательства, подготовлены рекомендации по развитию социального предпринимательства в Республике Беларусь.
НИР «Беларусь как зона цивилизационного взаимодействия и трансфера социокультурных инноваций в Средние века и раннее Новое время (X–XVI вв.)» (2022-2024, №ГР 20220902)
•Разработаны теоретико-методологических основания исследования истории Беларуси в рамках цивилизационного подхода в Средние века и раннее Новое время.
•Разработана периодизация социокультурного развития белорусских земель с точки зрения смены интенсивности контактов с глобальными и локальными цивилизационными зонами.
•Изучены развитие и трансфер социокультурных инноваций в период раннего Средневековья (X–XII вв.).
НИР «Организация образовательной деятельности в системе высшего и дополнительного профессионального образования специалистов с использованием дистанционных технологий». (2022-2024, №ГР 20220901):
•Проанализированы текущее состояние использования дистанционных образовательных технологий в Республике Беларусь и за рубежом; обмен опытом организации дистанционного обучения в системе профессионального и высшего образования в Республике Беларусь и Республике Узбекистан.
•Выявлены и проанализированы методы и условия формирования и развития дистанционных образовательных технологий в системе высшего и профессионального образования.
•Разработаны практические рекомендации по внедрению и использованию дистанционных образовательных технологий.
•Разработаны критерии и методы оценивания образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий. Разработка сетевого опросника об эффективности образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий.
Научно-исследовательские работы, выполняемые с организациями Республики Беларусь:
НИР «Разработать концептуальные подходы и стратегические направления совершенствования высшего образования и дополнительного образования взрослых для устойчивого социально-экономического развития страны» (2021), № ГР 20211470 (в рамках НИР «Разработать концептуальные подходы и стратегические направления совершенствования системы непрерывного профессионального образования для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны» ГПНИ «Общество и гуманитарная безопасность белорусского государства», РИВШ, РИПО):
•Научно обоснованы условия, механизмы и риски реализации стратегии обучения в течение всей жизни на уровне высшего образования и в системе дополнительного образования взрослых на основе принципов доступности, непрерывности, социального партнерства.
•Разработана «Дорожная карта» реализации стратегии обучения в течение всей жизни на уровне высшего образования и в системе дополнительного образования взрослых.
•Разработана система индикаторов для оценки реализации стратегии обучения в течение всей жизни на уровне высшего образования и в системе дополнительного образования взрослых.
Выполнение НИР профессорско-преподавательским составом в пределах основного рабочего времени:
Кафедра информационных технологий в образовании
НИР «Информационные технологии в высшем образовании и дополнительном образовании взрослых» (2021-2025):
•Подготовлена аналитическая записка «Применение ИКТ в образовательном процессе».
Кафедра философии и методологии университетского образования
НИР «Информационная культура преподавателя и студента в условиях цифровизации образования» (2021-2023):
•Разработаны теоретико-методологические основания формирования информационной культуры преподавателя высшей школы; выявлены и охарактеризованы особенности современной сетевой культуры и принципы обеспечения медиаграмотности.
•Разработаны макеты учебных программ повышения квалификации для университетских преподавателей.
Кафедра психологии и педагогического мастерства
НИР «Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития преподавателя высшей школы» (2021-2025):
•Описана структура и содержание готовности преподавателя высшей школы к профессиональной деятельности.
Кафедра проектирования образовательных систем
НИР «Проектирование универсальных компетенций обучающихся в системе высшего и дополнительного образования взрослых» (2021-2025):
•Разработаны модели и технологии формирования универсальных компетенций в системе высшего образования.
Кафедра технологий безопасности
НИР «Разработка базового варианта руководства по системе управления охраной труда для организаций малого бизнеса» (2019-2023) № ГР 20190351:
•Разработан базовый вариант руководства по системе управления охраной труда для организаций малого бизнеса: проект раздела «Проверки»: Оценка результативности и мониторинг. Оценка соответствия; Расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и анализ аварийных ситуаций, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия; Управление записями».
Кафедра историко-культурного наследия Беларуси
НИР «Историческая память: научное измерение и образовательный потенциал белорусской модели» (2022-2024):
•Подготовлена аналитическая записка, систематизирующая результаты научных исследований в рамках проблемного поля исторической памяти.
•Проанализирован практико-ориентированный опыт преподавания учебной дисциплины «История белорусской государственности» с учетом актуализации концепта исторической памяти в рамках изучения социально-гуманитарной подготовки специалистов через преподавание учебных дисциплин государственного компонента (базовая часть) Концепции оптимизации содержания, структуры и объема цикла (модуля) СГД в соответствии с приказом Министра образования от 21.11.2022 № 677.
Кафедра молодежной политики и социокультурных коммуникаций
НИР «Развитие социально-культурной активности молодежи: ресурсы и технологии» (2021-2025), №ГР 20210650:
•Подготовлена аналитическая записка «Интегративная характеристика молодежи как субъекта социально-культурной активности».
Кафедра управления и экономики высшей школы
НИР «Проблемы и перспективы развития рынка образовательных услуг» (2019-2022), № ГР 20190352:
•Подготовлены предложения по совершенствованию системы экспорта образовательных услуг высшей школы на основе механизма оценки эффективности экспорта образовательных услуг УВО.
Кафедра естественнонаучного образования и педагогических технологий
НИР «Разработка дидактического обеспечения переподготовки по специальности в области управления качеством образования» (2019-2022), № ГР 20190353:
•Разработаны электронные учебно-методические комплексы по специальным учебным дисциплинам специальности переподготовки в области управления качеством образования.