УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства образования

Республики Беларусь

______ № _____

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ

И СПЕЦИАЛИСТОВ

(ОСРБ 1-08 01 74)

 

ПЕРЕПОДГОТОВКА РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ

И СПЕЦИАЛИСТОВ, ИМЕЮЩИХ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Специальность: 1-08 01 74 Современные технологии университетского образования

Квалификация: Преподаватель высшей школы

 

ПЕРАПАДРЫХТОЎКА КІРУЮЧЫХ РАБОТНІКАЎ

І СПЕЦЫЯЛІСТАЎ, ЯКІЯ МАЮЦЬ ВЫШЭЙШУЮ АДУКАЦЫЮ

Спецыяльнасць: 1-08 01 74 Сучасныя тэхналогii ўнiверсiтэцкайадукацыi

Кваліфікацыя: Выкладчык вышэйшай школы

 

RETRAINING OF EXECUTIVES AND SPECIALISTS HAVING HIGHER EDUCATION

Speciality: 1-08 01 74 Modern Educational Technologies at University Level

Qualification: University Instructor

 


 

1. Основные положения

         Образовательный стандарт переподготовки руководящих работников и специалистов по специальности 1-08 01 74 «Современные технологии университетского образования» (далее – образовательный стандарт) устанавливает требования к:

уровню основного образования лиц, поступающих для получения дополнительного образования взрослых;

формам и срокам получения дополнительного образования взрослых;

максимальному объему учебной нагрузки слушателей;

организации образовательного процесса;

содержанию учебно-программной документации образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование (далее – образовательная программа);

уровню подготовки выпускников;

итоговой аттестации.

Настоящий образовательный стандарт применяется при разработке учебно-программной документации образовательной программы, оценке качества подготовленности специалиста к профессиональной деятельности по специальности 1-08 01 74 «Современные технологии университетского образования».

Настоящий образовательный стандарт может быть также использован нанимателями при решении вопросов трудоустройства специалистов, предъявляющих дипломы о переподготовке на уровне высшего образования установленного образца.

В соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации» специальность 1-08 01 74 «Современные технологии университетского образования» (далее – специальность переподготовки) относится к профилю образования В «ПЕДАГОГИКА. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», направлению образования 08 «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», к группе специальностей 08 01 «Профессиональное образование».

Образовательный процесс, организованный в целях освоения слушателями содержания образовательной программы, обеспечивает переподготовку и получение квалификации специалиста «Преподаватель высшей школы».

2. Нормативные ссылки

В настоящем образовательном стандарте использованы ссылки на следующие акты законодательства:

Кодекс Республики Беларусь об образовании;

Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации».

3. Термины и их определения

В настоящем образовательном стандарте применяют термины, установленные в Кодексе Республики Беларусь об образовании, а также следующие термины с соответствующими определениями:

инновации в образовании – процесс совершенствования педагогических технологий, совокупность методов, приемов и средств обучения;

инновационная педагогическая деятельность – один из существенных компонентов образовательной деятельности каждого учреждения образования, который определяет направления профессионального роста педагогического работника, его творческого поиска, способствует личностному росту обучающихся;

компетентностный подход в обучении – способ структурирования содержания, подбора средств и методов обучения, обеспечивающий развитие способностей выпускника учреждения высшего образования (далее – УВО) успешно действовать на основе знаний, практического опыта, и умений при решении задач профессиональной деятельности;

научно-исследовательская деятельность – проведение научных исследований в области педагогики с применением их результатов в педагогической практике;

образовательная технология – система средств и методов обучения, позволяющих последовательно реализовывать на практике образовательные модели, контролировать результаты обучения и воспитания, совершенствовать данный технологический процесс;

педагогическое мастерство – высокий уровень профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющих успешно исследовать педагогическую ситуацию, формулировать профессиональные задачи и успешно их решать в соответствии с образовательными целями;

«Преподаватель высшей школы» – квалификация специалиста, обеспечивающего образовательныйпроцесс в УВО;

современные технологии университетского образования – вид деятельности, направленной на разработку и внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс УВО;

учебно-методическая деятельность – деятельность, направленная на реализацию содержания образовательных программ в УВО;

форма организации образовательного процесса – способ организации образовательного процесса, в котором находят свое выражение содержание образования и методы его реализации.

4. Требования к уровню основного образования лиц, поступающих для получения дополнительного образования взрослых

Лица, поступающие для получения дополнительного образования взрослых по специальности переподготовки с присвоением квалификации «Преподаватель высшей школы», должны иметь высшее образование.

5. Требования к формам и срокам получения дополнительного образования взрослых

Для получения дополнительного образования взрослых по специальности переподготовки предусматриваются очная (дневная), очная (вечерняя) и заочная формы получения образования.

Устанавливаются следующие сроки получения образования при освоении содержания образовательной программы:

9 месяцев в очной (дневной) форме получения образования;

12 месяцев в очной (вечерней) форме получения образования;

18 месяцев в заочной форме получения образования.

6. Требования к максимальному объему учебной нагрузки слушателей

Максимальный объем учебной нагрузки слушателей не должен превышать:

12 учебных часов в день в очной (дневной) или заочной форме получения образования, если совмещаются в этот день аудиторные занятия и самостоятельная работа слушателей;

10 учебных часов аудиторных занятий в день в очной (дневной) или заочной форме получения образования, без совмещения с самостоятельной работой в этот день;

10 учебных часов самостоятельной работы слушателей в день в очной (дневной) форме получения образования, без совмещения с аудиторными занятиями в этот день;

6 учебных часов аудиторных занятий в день в очной (вечерней) форме получения образования, без совмещения с самостоятельной работой в этот день;

6 учебных часов самостоятельной работы слушателей в день в очной (вечерней) или заочной форме получения образования, без совмещения с аудиторными занятиями в этот день.

7. Требования к организации образовательного процесса

Начало и окончание образовательного процесса по специальности переподготовки устанавливаются учреждением образования, реализующим образовательную программу (далее – учреждение образования), и определяются графиком образовательного процесса по специальности переподготовки для каждой группы слушателей.

Начало учебных занятий определяется сроками комплектования учебных групп. При этом учебные занятия начинаются не позднее чем через 3 месяца после заключения соответствующего договора.

Наполняемость учебных групп, в которых обучение и воспитание обучающихся за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, обеспечивается в количестве от 25 до 30 слушателей. Наполняемость учебных групп слушателей по специальности переподготовки, обучающихся за счет средств юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц или средств граждан, устанавливается учреждением образования.

8. Требования к содержанию учебно-программной документации образовательной программы

8.1. Требования к типовому учебному плану по специальности переподготовки

Суммарный объем аудиторных занятий и самостоятельной работы слушателей не должен превышать 1000 учебных часов.

Устанавливаются следующие соотношения количества учебных часов аудиторных занятий и количества учебных часов самостоятельной работы слушателей:

в очной (дневной) форме получения образования – от 70:30 до 80:20;

в очной (вечерней) форме получения образования – от 60:40 до 70:30;

в заочной форме получения образования – от 50:50 до 60:40.

Продолжительность текущей аттестации составляет 4 недели для всех форм получения образования.

Продолжительность итоговой аттестации – 1 неделя для всех форм получения образования.

В часы, отводимые на самостоятельную работу по учебной дисциплине, включается время, предусмотренное на подготовку к текущей и итоговой аттестации.

Порядок проведения текущей и итоговой аттестации слушателей при освоении содержания образовательной программы определяется Правилами проведения аттестации слушателей, стажеров при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых.

В типовом учебном плане по специальности переподготовки предусмотрены следующие компоненты:

гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

общепрофессиональные дисциплины;

дисциплины специальности;

компонент учреждения образования.

На компонент учреждения образования отводится 90 учебных часов.

8.2. Требования к содержанию учебных дисциплин по специальности переподготовки

Устанавливаются следующие требования к содержанию учебных дисциплин по специальности переподготовки:

8.2.1. Гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Мировоззренческие основы белорусской государственности

Мировоззренческие основы белорусской государственности: теория и методология. Идеология: понятие, сущность, основные подходы к изучению. Конституция Республики Беларусь как законодательный фундамент мировоззренческих основ белорусской государственности. Историко-культурные основы белорусской государственности. Высшая школа в формировании человеческого капитала для Национальной инновационной системы Республики Беларусь.

Социальные процессы в современном мире

Социальные системы и их разновидности. Общество как социальная система. Методология системного подхода к анализу социальных процессов. Социальная структура общества и социальные процессы. Современные демографические процессы. Современная демографическая политика. Город и глобализация. Городская политика и управление городом. Глобальные проблемы современности и концепция устойчивого развития.

8.2.2. Общепрофессиональные дисциплины

Правовое регулирование системы высшего образования

Система нормативных правовых актов, действующих в системе высшего образования Республики Беларусь. Нормативное правовое обеспечение системы образования Республики Беларусь. Акты законодательства, регулирующие основные направления деятельности УВО и профессорско-преподавательского состава. Нормативное правовое обеспечение системы образования в странах СНГ, ЕС и США. Нормативно-правовые аспекты международной деятельности Республики Беларусь в области образования.

Философия образования

Образование как объект философского анализа. Генезис философии образования в историческом контексте. Аксиологические основания образования. Образование как феномен общества и культуры. Гносеологические и методологические основания образовательной деятельности. Современная философия образования: основные проблемы. Перспективы развития образования в Республике Беларусь через призму философии образования.

Социология образования

Социология образования как отрасль социологической науки. Социология образования в Республике Беларусь. Социологические методы исследования проблем образования. Институциональные и системные характеристики образования. Образование как социальный институт и социальная система. Развитие национальной системы образования. Образование как социальный процесс. Новая образовательная парадигма в современном постиндустриальном обществе. Социология университета. Высшее образование как ценность и социальный капитал. Характеристика моделей университетского образования. Социологические исследования Европейского образовательного пространства. Социологический мониторинг в системе управления качеством в УВО. Методология социологии образования: неклассические подходы.

Философия науки и методология научных исследований

Наука как важнейшая форма познания в современном мире. Функции науки в современном обществе. Наука в ее историческом развитии. Структура и динамика научного познания. Методологический инструментарий современной науки. Методологический потенциал социальных наук и глобальные проблемы современности. Экоприродные факторы глобальной социодинамики. Наука как социальный институт. Наука в системе социальных ценностей.

Классические и современные модели обучения

Изменение образовательной парадигмы в высшей школе: от эффективного обучения к эффективному учению. Особенности учебной и педагогической деятельностей в традиционной системе обучения. Поведенческий подход к пониманию процесса обучения. Идея управления процессом учения и модель программированного обучения. Структура и механизмы обучения в когнитивном подходе. Модель учения как преобразование мыслительных структур. Механизмы учения и обучения в проекте развития критического мышления. Особенности учебной и педагогической деятельностей в экспериентальном (от слова experience – опыт)обучении. Личностно-ориентированное обучение. Модели тьюторского сопровождения образовательного процесса в системе высшего образования. Андрагогическая модель обучения. Конструктивистский подход и преподавание как проектирование и менеджмент образовательного процесса. Преподаватель как менеджер образовательного процесса. Обратная связь как инструмент управления учебной деятельностью.

Педагогика высшего образования

Педагогика высшего образования в системе наук. Высшее образование в современных условиях. Студент и преподаватель как субъекты образовательного процесса. Психолого-педагогические основы процесса обучения в УВО. Проектирование целей, результатов и содержания обучения студентов. Методы, педагогические технологии и средства обучения в системе высшего образования. Цифровая трансформация образовательного процесса. Организационные формы обучения в высшей школе. Самостоятельная работа студентов. Воспитание студенческой молодежи в условиях глобальных вызовов и рисков. Психолого-педагогические основы работы со студенческим коллективом. Психолого-педагогический мониторинг образовательного процесса.

Социальная антропология

Социальная антропология – наука о человеке. Место антропологии в системе наук о человеке. Проблема человека в истории культуры. Антропологические концепции XX века. Основные концепции антропогенеза. Социокультурные характеристики человека. Десоциализация и ресоциализация. Инкультурация. Аккультурация. Антропология гендера и возраста. Экологическая социальная антропология.

Психология развития и саморазвития студента

Развития психических процессов и личности в юношеском возрасте и в молодости. Молодость как начальный этап зрелости и вступления во взрослую жизнь. Специфика мышления цифрового поколения. Нелинейная траектория профессионализации будущего специалиста. Основные мотивы профессионального выбора у современного студенчества. Психологическая готовность к обучению в УВО первокурсников. Культура академической учебы в высшей школе. Мотивация учения у современного студенчества. Психолого-педагогическая поддержка проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов. Психолого-педагогическая поддержка студентов в планировании профессиональной карьеры.

 

Академическое письмо

Научный текст – основа академического письма. Процесс создания научного текста. Проверка научного текста с позиций требований логики. Диссертация на соискание ученой степени как особый жанр академического письма. Вторичные тексты (обзор, рецензия, аннотация, резюме и другие). Этика научного творчества и проблема плагиата в академическом письме. Индикаторы и показатели наукометрических баз данных. Оценка и отбор научных журналов для публикации статей. Поисковые системы научной литературы. Подготовка статьи для рецензируемого журнала. Типичные ошибки отечественных авторов при подготовке публикаций.

Цифровые ресурсы и сервисы в образовательном процессе УВО

Современные тренды в цифровизации образования. Цифровая трансформация моделей организации образовательного процесса. Медиаграмотность и информационная культура субъектов образовательного процесса. Технологии и формы электронного обучения. Дистанционное обучение. Особенности массовых онлайн курсов. Смешанное обучение. Проектирование и разработка электронных учебных курсов. Понятие и модели педагогического дизайна электронного учебного курса. Создание электронных учебных курсов средствами LMS Moodle. Создание типовых элементов электронных учебных курсов средствами LMS Moodle. Авторские права разработчиков курсов дистанционного обучения. Использование цифровых инструментов в онлайн обучении. Возможности интернет-ресурсов Web 2.0 в образовательном процессе. Средства визуализации учебного материала. Разработка видеолекций. Использование цифровых сервисов для организации группового взаимодействия. Использование видеоконференций для организации онлайновых учебных мероприятий.

Менеджмент и маркетинг в работе УВО

Стратегии развития образования в Республике Беларусь и за рубежом. Образовательный менеджмент. Функции менеджмента в образовании. Качество высшего образования. Образование как сфера услуг. Социальные аспекты менеджмента и маркетинга в образовании. Коллектив и его особенности. Взаимосвязь лидерства и управления. Учреждение образования как объект управления. Стратегия и планирование в учреждении образования. Организационная структура учреждения образования. Маркетинг образовательных услуг. Рынок образовательных услуг. Продвижение образовательных услуг.

8.2.3. Дисциплины специальности

Социология молодежи

Социология молодежи – отраслевое социологическое знание. Специфические характеристики молодежи как социальной общности. Социодинамика ценностей молодежи Республики Беларусь. Этапы социализации молодежи. Особенности девиантного поведения молодежи. Многообразие теоретических подходов к объяснению девиантного поведения. Проблема социального неравенства и молодежь. Социально-политическое участие молодежи в общественных процессах. Патриотизм белорусской молодежи. Молодежь в науке и образовании. Модель специалиста ХХI века. Проблема семейно-брачных отношений в среде молодежи. Актуальные проблемы развития белорусской семьи. Программа социологического исследования молодежи. Методы социологических исследований проблем молодежи.

Управление конфликтами в образовательной среде

Принципы и техники эффективной коммуникации. Коммуникативная компетенция и базовые техники активного слушания. Регуляция эмоционального напряжения в коммуникации. Техники и приемы аргументации в коммуникации. Конфликты: структура, виды, динамика и стратегии поведения в конфликте.Управление конфликтами в образовательном процессе. Специфика коммуникации в образовательном процессе в высшей школе. Виды конфликтов в образовательном процессе. Психологические особенности взаимодействия в студенческой группе. Методы и технологии урегулирования конфликтов. Тактики поведения преподавателя в ситуации конфликта в образовательном процессе. Фасилитации коммуникации как технология предупреждения конфликтов. Технология медиации.

Научное творчество и организация научно-исследовательской работы студентов

Научное творчество в системе человеческой деятельности. Основные теории творчества и методы его исследования. Научное творчество как процесс. Индивидуально-личностная обусловленность научного творчества. Условия реализации научного творчества в историческом контексте. Формы и методы научно-технического творчества. Специфика научного творчества в условиях информационного общества. Нормативные правовые и организационные основы научно-исследовательской работы студентов. Исследовательский потенциал инновационных образовательных технологий в организации научно-исследовательской работы студентов.

Инновационные образовательные технологии в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы

Смена парадигм в высшем образовании. Использование инновационных образовательных технологий в образовательном процессе УВО. Модели организации образовательного процесса. Проблемное обучение. Программированный подход к обучению. Обучение на основе опыта. Современные формы и методы обучения в высшей школе. Активное обучение как стратегия высшего образования. Групповая форма обучения. Технология кооперативного обучения. Метод casestudy. Письменные виды учебной деятельности студентов. Организация работы с текстом. Дискуссия. Интерактивные методы обучения. Методы развития критического мышления. Инклюзивное образование: возможности и технологии. Технологии обратной связи и оценивания в современной высшей школе. Проектирование учебной программы, предполагающей использование инновационных технологий обучения.

Социокультурные условия и практики воспитательной работы со студенческой молодежью

Современные концепции воспитания: направления развития педагогической мысли. Система управления воспитательной работой в высшей школе Республики Беларусь. Духовный мир молодежи: динамика ценностных ориентаций белорусской молодежи. Государственная молодежная политика. Молодежные общественные объединения и организации в системе молодежной политики. Молодежные субкультуры. Социальный инфантилизм. Классификация молодежных субкультур. Молодежные контркультуры. Асоциальное поведение, его виды и причины. Неокульты и молодежь.

Эффективные стратегии развития карьеры в академической среде

Этапы профессионализации и карьера в образовании. Профессиональное становления личности и карьера. Специфика академической карьеры. Управление академической карьерой. Проектирование программы профессионального развития преподавателя. Самоменеджмент и искусство управлять своим временем. Инструменты продвижения в академической карьере. Профиль ученого как инструмент презентации в глобальной компьютерной сети Интернет. Использование научных социальных сетей для интегрирования в мировое профессиональное сообщество. Механизмы участия в международных проектах и научных коллаборациях. Презентационный портфолио преподавателя как инструмент карьерного продвижения. Персональная философия преподавания. Профессиональная этика преподавания в высшей школе. Инструменты анализа педагогической деятельности.

9. Требования к результатам освоения содержания образовательной программы

9.1. Требования к квалификации специалиста

Виды профессиональной деятельности:

образовательнаядеятельность в УВО;

научно-исследовательская деятельность в УВО.

Объекты профессиональной деятельности:

знания, умения, навыки (компетенции) обучающихся в УВО

научно-методическое обеспечение образовательного процесса в системе высшего образования.

Функции профессиональной деятельности:

осуществлять обучение по учебной дисциплине на основе личностно-ориентированного, компетентностного и деятельностного подходов;

осуществлять разработку учебно-методических материалов по учебной дисциплине;

осуществлять руководство индивидуальной учебно-познавательной деятельностью обучающихся в УВО;

осуществлять планирование и выполнение научно-исследовательских проектов обучающихся в УВО;

осуществлять планирование, организацию и контроль результатов научно-исследовательской работы обучающихся в УВО;

проводить апробацию и внедрение результатов научно-исследовательской работы обучающихся в УВО.

Задачи, решаемые специалистом при выполнении функций профессиональной деятельности:

сбор, анализ и обобщение отечественных и зарубежных педагогических и научных практик и их применение в образовательном процессе;

планирование и проведение исследований в области дидактики и методики преподаваемой учебной дисциплины;

разработка учебных, учебно-методических рекомендаций, учебно-методических комплексов по учебнымдисциплинам специальности;

подбор, изучение и адаптация методических материалов по преподаваемой учебной дисциплине;

разработка учебных программ по учебным дисциплинам специальности;

реализация компетентностного подхода в обучении;

руководство самостоятельной работой обучающихся в УВО;

разработка материалов для текущей и итоговой аттестации;

мониторинг результатов образовательного процесса в соответствии с требованиями нормативной правовой документации;

организация обратной связи с обучающихся в УВО;

руководство научно-исследовательской работой студентов;

осуществление инновационной деятельности в научной, учебной работе;

ведение документации, связанной с учебно-методической деятельностью;

мониторинг наличия учебно-методических материалов и наглядных пособий по учебным дисциплинам специальности;

профилактика, выявление и устранение факторов, снижающих мотивацию обучающихся в УВО;

проведение индивидуальной и групповой психолого-педагогической диагностики;

проектирование исследований, подготовка заявок на проведение научно-исследовательских работ;

подготовка аналитических отчетов и обзоров по результатам научно-исследовательской деятельности;

подготовка аналитических записок по вопросам планирования учебной работы в УВО, разработки средств и методов контроля результатов обучения, по иным вопросам совершенствования образовательного и воспитательного процесса;

осуществление педагогического управления в образовательной системе на основе современных технологий университетского образования.

9.2. Требования к уровню подготовки выпускников

Переподготовка специалиста должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций: социально-личностных, академических, профессиональных.

Слушатель, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими социально-личностными компетенциями:

знать идеологические, культурные, нравственные ценности белорусского государства и следовать им;

уметь ориентироваться в процессах, происходящих в политической и социально-экономической сферах белорусского и глобального общества;

знать фундаментальные социальные закономерности и их влияние на различные сферы жизни личности и общества;

знать принципы формирования системы ценностей и ее влияние на принятие решений и поведение личности.  

Слушатель, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими академическими компетенциями:

знать нормативные правовые акты, регулирующие образовательный процесс в УВО, и уметь применять их в профессиональной деятельности;

знать нормативные и правовые основы профессиональной деятельности преподавателя;

уметь разрабатывать учебно-программную документацию образовательных программ и учебно-методическую документацию по преподаваемым учебным дисциплинам;

знать сущность, основные категории, концепции, методологические принципы и проблемы философии образования;

уметь обосновывать собственную философско-методологическую позицию в образовательном процессе и основания ее выбора;

уметь применять философские методы в решении проблем стратегического планирования образования, выборе путей его трансформаций и совершенствования;

знать основные теоретические подходы и концепции в классической и современной социологии, связанные с исследованием социального института образования и структуры образовательных процессов;

уметь применять количественные и качественные методы социологического исследования в системе образования;

уметь использовать материалы социологии образования в воспитательной и идеологической работе со студентами;

знать теоретические и методологические основы научно-исследовательской деятельности;

знать структурные характеристики и этапы научного исследования;

уметь применять научные методы в соответствии с потребностями научного исследования;

уметь анализировать и структурировать научно-исследовательскую деятельность, выделяя её объект и предмет, цель и задачи;

знать современные подходы к моделированию педагогической деятельности и основные ее характеристики;

знать отличия педагогического и андрагогического подходов к обучению;

уметь объяснять психологические механизмы педагогической деятельности в современных моделях обучения;

уметь использовать типологии стилей учения для проектирования и реализации образовательного процесса;

владеть основами научно-теоретических знаний в области педагогики;

уметь прослеживать ход эволюции важнейших педагогических идей, выявлять культурно-исторические факторы, повлиявшие на ход этой эволюции;

знать выдающихся мыслителей, занимавшихся вопросами воспитания, педагогов различных исторических эпох и народов, их вклад в педагогику;

уметь проводить научные и педагогические исследования;

уметь оценивать эффективность образовательного процесса и отдельных его элементов;

знать основные представления о человеке, лежащие в основе наиболее известных педагогических теорий и наиболее актуальные проблемы современной социальной антропологии;

уметь конструировать модели социального поведения человека с учетом его морфофизиологических, этнических, культурных особенностей;

проводить антропологическую интерпретацию социальных феноменов;

знать существующие теории, методы изучения, движущие силы развития и процессы формирования личности;

знать психологические и когнитивные аспекты образовательной деятельности, условия и принципы саморазвития учащегося;

уметь использовать психологические приемы и методики в организации образовательного и воспитательного процесса в учреждении образования;

знать основные правила и принципы академического письма, условия и возможности для публикации своих работ;

знать логическую структуру, специфику и жанры, этапы процесса создания научного текста;

уметь определять объект и предмет исследования, их связь с целью исследования и формулировкой темы;

уметь устанавливать в научном тексте логическую корреляцию цели, задач, гипотез и окончательных выводов;

уметь писать научные и методические тексты, публиковать их в различных изданиях, продвигать публикации при помощи сетевых сервисов;

знать современные тренды в цифровизации образования;

знать критерии отбора информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для различных форм педагогической деятельности;

знать особенности организации массовых онлайн-курсов;

знать современные подходы к развитию информационной и медийной компетентности студентов;

уметь создавать электронные учебные курсы средствами LMS Moodle, Google и другими;

уметь создавать упражнения и другие развивающие действия для курсов в дистанционной форме;

уметь применять в педагогической деятельности методические средства, направленные на развитие медийной и информационной грамотности студентов;

знать теоретико-методологические основы образовательного менеджмента и маркетинга образовательных услуг;

уметь применять инструменты и методы менеджмента и маркетинга в организации образовательной деятельности УВО;

уметь оценивать качество организации управления учреждением образованияи выделять направления организационного совершенствования;

Слушатель, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

знать особенности социализации и формирования личности молодого человека на разных ее стадиях;

знать методы и приемы социологического исследования проблем молодежи;

уметь использовать техники, приемы и методы социологического изучения ценностных ориентаций молодежи, девиантного поведения молодежи, жизненных планов и стратегий поведения;

знать основные причины и закономерности развития конфликтов в образовательной среде;

уметь использовать различные инструменты разрешения конфликтных ситуаций в учреждении образования;

знать принципы бесконфликтной коммуникации и уметь ее выстраивать, уметь разрешать социальные конфликты;

знать теорию и методологию научного творчества и способы развития творческих способностей обучающихся в УВО;

уметь использовать в научно-исследовательской деятельности основные научные методы и организационные принципы;

знать различные подходы к классификации современных образовательных технологий;

знать условия применения инновационных технологий в образовательном процессе высшей школы;

знать основы диагностики результатов учебной деятельности при использовании инновационных образовательных технологий;

уметь оценивать возможности использования разных подходов к преподаванию собственных учебных дисциплин;

уметь использовать формы и методы организации образовательного процесса, активизирующие учебную деятельность студентов;

уметь самостоятельно осваивать инновационные технологии и внедрять их в образовательный процесс;

знать современные концепции, описывающие условия и практики воспитательной работы с молодежью;

знать специфику организации и проведения процесса профессионального обучения и воспитания;

уметь применять современные научные знания для организации воспитательной работы в учреждении образования;

знать способы совершенствования профессиональной культуры преподавателя, эффективные стратегии построения карьеры в академической среде;

уметь использовать методики и приемы повышения эффективности профессиональной деятельности;

уметь применять методику постановки карьерных целей;

уметь определять наиболее эффективные пути, средства и методы достижения успеха в профессиональном и должностном росте.

9.3. Требования к итоговой аттестации

Формой итоговой аттестации является государственный экзамен по учебной дисциплине «Инновационные образовательные технологии в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы» или защита дипломной работы.

 


 

 

Начальник Главного управления профессионального образования Министерства образования

Республики Беларусь

 

 

 

 

 

С.А. Касперович

 

 

 

Начальник отдела дополнительного образования взрослых Главного управления профессионального образования Министерства образования Республики Беларусь

 

 

 

 

 

О.А. Машарский

 

 

 

Ректор ГУО «Республиканский институт высшей школы»,

д-р физ.-мат. наук, проф.

 

 

 

 

В.А. Гайсёнок

 

 

 

Проректор по учебной работе ГУО «Республиканский институт высшей школы»,

канд. физ.-мат. наук, доц.

 

 

 

 

В.И. Шупляк

 

Заведующий кафедрой философии и методологии университетского образования ГУО «Республиканский институт высшей школы»,

канд. филос. наук, доц.

 

Доцент кафедры философии и методологии университетского образования ГУО «Республиканский институт высшей школы»,

канд. психол. наук, доц.

 

Доцент кафедры философии и методологии университетского образования ГУО «Республиканский институт высшей школы»,

канд. полит. наук

 

 

 

 

Доцент кафедры философии и методологии университетского образования ГУО «Республиканский институт высшей школы»,

канд. филос. наук, доц.

 

Профессор кафедры философии и методологии университетского образования ГУО «Республиканский институт высшей школы»,

канд. социол. наук, доц.

 

Старший преподаватель кафедры философии и методологии университетского образования ГУО «Республиканский институт высшей школы»

 

Доцент кафедры философии и методологии университетского образования ГУО «Республиканский институт высшей школы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д.Г.Доброродний

 

 

 

 

 

Т.И.Краснова

 

 

 

 

 

 

Н.Н.Малишевский

 

 

 

 

 

 

 

В.Н.Семенова

 

 

 

 

 

 

 

М.Г.Волнистая

 

 

 

 

Т.В.Лемешова

 

 

 

 

Д.И.Губаревич

 

 

 

Согласовано:

 

БНТУ