Учебный центр непрерывного профессионального образования выполняет свои функции с 2001 г., сначала в составе Национального  информационно-аналитического центра управления качеством Республиканского института высшей школы, затем как Национальный центр качества и стандартизации образования РИВШ, с 2005 г. как Центр качества и стандартов образования, в 2010 г. – Центр специальностей и квалификаций, с июня 2011 г. – Центр непрерывного профессионального образования, с мая 2017 г. - в современном варианте наименования.
 
    Коллектив Центра  с  2002 г. осуществляет внедрение и ведение системы специальностей и квалификаций высшего и среднего специального образования. За истекший период сфера применения Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Специальности и квалификации» ОКРБ 011-2001 (далее – ОКСК) значительно расширена: с 2004 г. при лицензировании учреждений, обеспечивающих повышение квалификации, за основу приняты профили и направления образования согласно ОКСК, определяющие единую в стране структуру профессионального образования для всех его уровней и видов. С 2005 г. в ОКСК включена подсистема специальностей и квалификаций переподготовки кадров. Разработана как часть ОКСК и с 2006 г. введена в действие подсистема специальностей магистратуры, ориентированных на подготовку специалистов к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. В 2007 г. разработано обоснование для внесения в ОКСК подсистемы магистерских специальностей, ориентированных на подготовку специалистов к инновационной (практической) деятельности, и с 2009 г. данная подсистема специальностей магистратуры стала формироваться в единой профессионально-квалификационной структуре образования. В 2009 г. адаптирована к ОКСК и внесена в классификатор подсистема специальностей профессионально-технического образования. Утвержден и введен в действие после пересмотра Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Специальности и квалификации» ОКРБ 011-2009 взамен ОКРБ 011-2001 (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 2 июня 2009 г. № 36). Полномочия по его утверждению перешли от Госстандарта к Министерству образования Республики Беларусь. В 2018 г. во исполнение письма Министерства образования Республики Беларусь от 01.08.2018 г. № 03-01-17/1622 проведена работа по оптимизации структуры магистерской подготовки, включающая: аннулирование групп специальностей 81 «Инновационная деятельность (с углубленной подготовкой специалистов)»; классификацию магистерских специальностей в одной группе специальностей 80 «Научные исследования и разработки, преподавание»; укрупнение, объединение родственных специальностей магистратуры, а также аннулирование невостребованных научно-инновационной сферой специальностей (156 специальностей магистратуры вместо 342); определение степени «Магистр» без указания научной или производственной областей; отказ от определения «входов» в магистратуру в рамках Общегосударственного классификатора Республики Беларусь. Цель: обеспечение ориентации высшего образования II ступени (магистратуры) на потребности научно-инновационной сферы, повышение эффективности и качества магистерской подготовки, включение магистратуры в интегрированную образовательную, научно-исследовательскую и предпринимательскую среду в рамках концепции «Университет 3.0».
 
   С 2009 года осуществлялась типизация, стандартизация, унификация учебно-программной документации в системе переподготовки руководителей и специалистов. Разработаны и научно обоснованы форма, структура, основные требования к содержанию типовых учебных планов по специальностям переподготовки, разработана методика их создания и применения в системе переподготовки руководящих работников и специалистов всех отраслей экономики в Республике Беларусь. Разработаны теоретические основы стандартизации, обоснованы структура и содержание образовательных стандартов переподготовки руководителей и специалистов. Созданы впервые в Республике Беларусь типовые учебные планы и образовательные стандарты всех специальностей переподготовки. Разработаны и апробированы основы типизации учебных программ по учебным дисциплинам переподготовки руководящих работников и специалистов, организована их разработка в автоматизированном режиме при содействии Института информационных технологий БГУИР. Непрерывно осуществляется поиск нестандартных решений по оптимизации структуры образования, проектированию новых образовательных систем опережающего характера. 
 
      С 2001 г. по апрель 2017 г. деятельностью Центра руководила Олекс О.А., кандидат педагогических наук, доцент.
      С  мая 2017 г. по август 2021 г. деятельностью Центра руководила Швайко В.Г., кандидат исторических наук, доцент.