Во времена стремительных изменений и технологических прорывов качественное образование становится не просто важным, а жизненно необходимым условием для успешного развития общества и экономики. Новые технологии, такие как искусственный интеллект, виртуальная реальность и большие данные, трансформируют рабочие процессы и создают запрос на специалистов, обладающих актуальными знаниями и навыками. Это формирует дополнительные вызовы перед национальными системами образования.
Система образования в Беларуси достаточно успешно справляется с поставленными задачами. Согласно рейтингу стран мира по индексу уровня образования ПРООН (United Nations Development Programme: Education Index) Беларусь в 2024 году заняла 40-е место среди 193 государств. Еще одним подтверждением этому может служить относительно высокий интерес к отечественному образованию со стороны иностранных граждан. Доля иностранных студентов и магистрантов в их общей численности в 2023-м составила 8,1 процента, что выше уровня Польши, Швеции и Италии (7 процентов), США (6 процентов) и Японии (5 процентов). Достаточно широкая и география экспорта данного вида услуг: в Беларуси обучаются граждане из 112 стран.
На сегодняшний день можно выделить несколько ключевых инструментов для обеспечения качественного образования, отвечающего интересам общества и государства. Это:
- активное внедрение цифровых технологий и оборудования в образовательный процесс,
- модернизация образовательных программ,
- обновление учебных планов на уровне высшего и среднего специального образования с фокусом на практикоориентированность.
На уровне высшего образования достаточно активно происходит открытие новых перспективных специальностей, востребованных экономикой. В 2024 году в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники был произведен первый набор студентов по специальностям «цифровой маркетинг», «электронное машиностроение», «киберфизические системы»; в Витебском государственном университете имени П. М. Машерова — по специальности «кибербезопасность»; в Белорусском государственном технологическом университете — «проектирование, строительство, эксплуатация беспилотных систем»; в Минском государственном лингвистическом университете — «цифровая лингвистика».
Заметным новшеством последних лет стало введение дистанционного обучения как самостоятельной формы получения образования. В рамках расширения его возможностей созданы доступные в режиме онлайн электронные библиотеки и базы данных. Разработаны специализированные платформы для проведения онлайн-занятий, тестирования и общения между студентами и преподавателями, появились массовые открытые онлайн-курсы. Созданы центры дистанционного обучения при ведущих университетах страны, таких как БГУ, БНТУ, ГрГУ имени Янки Купалы и другие.
В рамках реализации принципа «образование через всю жизнь», кратко отражающего давно ставшую жизненной потребностью необходимость приобретения новых знаний и навыков, значительное внимание уделяется системе дополнительного образования. На сегодняшний день программы дополнительного образования взрослых реализуют около 400 различных учреждений. Активно используются интерактивные формы обучения, проектные и другие методы и технологии, стимулирующие активность слушателей, формирующие навыки анализа информации и самообучения.
Существенное развитие в рамках дополнительного образования получила популяризация технологий и инжиниринга среди детей и молодежи. Значимым событием стало создание в 2021 году Национального детского технопарка. Сегодня на его базе реализуются образовательные программы по 15 направлениям. В 2024/2025 учебном году в технопарке осуществляют обучение по 11 новым учебным программам и еще 28 подлежат обновлению в соответствии с последними тенденциями развития национальной экономики. Особое внимание уделяется проектному обучению, ориентированному на перспективные направления развития науки и производства. Ведется работа по расширению взаимодействия с реальным сектором экономики для оказания помощи в практическом применении разработок учащихся и построении дальнейшей профессиональной траектории.
Резюмируя изложенное, можно отметить, что на сегодняшний день ориентированность на технологическое развитие характерна для всех уровней образования Республики Беларусь, что делает национальную систему образования важнейшим компонентом экономического развития страны.
Источник: https://www.sb.by/articles/znaniya-s-bolshimi-perspektivami.html