«Искусственный интеллект не должен лишать человека его роли в интеллектуальной сфере. Напротив, он предлагает нам пересмотреть устоявшиеся представления о человеческих знаниях и обучении.»
Стефания Джаннини, Заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования,
«Руководство по использованию генеративного искусственного интеллекта в образовании и научных исследованиях»
Стремительное развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ), возможность свободного доступа к сервисам на основе ИИ, удобство взаимодействия с сервисами и постоянный рост их функционала привели к повсеместному использованию ИИ не только в различных сферах профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. В настоящее время широкое применение обучающимися технологий ИИ для решения учебных задач, выполнения тестов или подготовки письменных работ стало новым вызовом для системы образования, требующим пересмотра существующих норм и подходов к образовательному процессу в целом и к оцениванию результатов учебной деятельности обучающихся в частности. Вместе с тем, технологии ИИ и сервисы на их основе могут рассматриваться как новые инструменты, позволяющие упростить, а в некоторых случаях и автоматизировать, задачи, стоящие перед сотрудниками системы образования. Безусловно, это возможно лишь при грамотном, эффективном использовании технологий ИИ, что, в свою очередь, предполагает наличие у сотрудников образовательных учреждений новых компетенций, связанных с применением ИИ.
Учитывая серьезные последствия применения технологий ИИ для образования, ЮНЕСКО разработала и опубликовала в открытом доступе «Руководство по использованию генеративного искусственного интеллекта в образовании и научных исследованиях». Среди прочего, в руководстве представлена оценка потенциальных рисков, связанных с применением ИИ, предлагаются конкретные рекомендации по использованию ИИ в образовании и исследованиях.
Ниже приведена коллекция систем ИИ и сервисов на основе ИИ, которые могут представлять интерес для сотрудников учреждений высшего образования и учреждений дополнительного образования взрослых. В коллекцию включены системы и сервисы, предлагающие бесплатный функционал (полностью или частично), и доступные из Республики Беларусь. Для перечисленных в коллекции систем и сервисов указаны их основные возможности, представлены общие рекомендации по их использованию в образовательном процессе и научных исследованиях.
При применении технологий ИИ и инструментов на их основе следует помнить о таких проблемах, как неполнота, а в некоторых случаях – недостоверность предоставляемой информации. Поэтому к любым сведениям, выданным системами ИИ и сервисами на основе ИИ, следует относиться критически, перепроверяя полученные данные.
Коллекция систем ИИ и сервисов на основе ИИ
1. Общие системы ИИ
№ п/п |
Название |
Способ доступа |
Основные возможности |
1. |
DeepSeek |
Веб-приложение: https://www.deepseek.com
|
|
2. |
GigaChat |
Веб-приложение: https://giga.chat
|
|
3. |
Microsoft Copilot |
Веб-приложение: https://copilot.microsoft.com
|
|
4. |
Qwen |
Веб-приложение: https://chat.qwen.ai
|
|
5. |
YandexGPT (взаимодействие через AI-ассистента Алиса) |
Веб-приложение: https://alice.yandex.ru
|
|
Рекомендации по использованию в образовательном процессе и научных исследованиях:
- Помощь в планировании и организации научных исследований (или проектной деятельности): формулировка исследовательских вопросов (проблемных задач), составление плана исследования, выбор методологии, сбор данных, подбор информационных источников.
- Работа с научными, учебными и пр. источниками информации: краткое изложение, извлечение ключевых идей и концепций, подготовка аннотаций, обзоров литературы.
- Помощь в подготовке документов и публикаций (статьи, отчеты, методические рекомендации, пособия и пр.): подбор информационных источников, составление плана, списка основных идей, улучшение стилистики текста, формирование аннотаций, перевод.
- Помощь в разработке учебных программ, учебных и учебно-методических материалов (конспектов лекций, заданий, списков вопросов, тестов, кейсов, глоссариев).
- Помощь в составлении списка тем рефератов, курсовых работ, дипломных проектов.
- Помощь в разработке сценариев учебных занятий, кураторских часов, воспитательных мероприятий.
2. Специализированные системы ИИ
Системы ИИ для работы с документами, научными публикациями
№ п/п |
Название |
Способ доступа |
Основные возможности |
1. |
ChatPDF |
Веб-приложение: https://www.chatpdf.com
|
|
2. |
Elicit: The AI Research Assistant |
Веб-приложение: https://elicit.org |
|
Рекомендации по использованию в образовательном процессе и научных исследованиях:
- Помощь в планировании и организации научных исследований (или проектной деятельности): подбор информационных источников.
- Работа с научными, учебными и пр. источниками информации: краткое изложение, извлечение ключевых идей и концепций, подготовка аннотаций, обзоров литературы.
- Помощь в разработке учебных программ, учебных и учебно-методических материалов (конспектов лекций, заданий, списков вопросов, тестов, кейсов, глоссариев).
- Помощь в составлении списка тем рефератов, курсовых работ, дипломных проектов.
Системы ИИ для преподавателей и обучающихся
№ п/п |
Название |
Способ доступа |
Основные возможности |
1. |
Magic School |
Веб-приложение: https://www.magicschool.ai |
Более 80 ИИ-инструментов для преподавателей и обучающихся (создание образовательного контента, планирование учебной деятельности, поддержка обучающихся, коммуникация, реферирование документов, чат с документами, поиск информации и источников для исследовательского проекта, переводы и пр.) |
Системы ИИ для создания изображений
№ п/п |
Название |
Способ доступа |
Основные возможности |
1. |
Fusion Brain |
Веб-приложение: https://fusionbrain.ai
|
|
2. |
Leonardo.AI |
Веб-приложение: https://app.leonardo.ai |
|
3. |
Midjourney |
Веб-приложение: https://www.midjourney.com |
Работа с изображениями: создание изображений на основе текстовых описаний, редактирование |
4. |
Шедеврум |
Веб-приложение: https://shedevrum.ai
|
|
Системы ИИ для работы со звуком
№ п/п |
Название |
Способ доступа |
Основные возможности |
1. |
FreeTTS |
Веб-приложение: https://freetts.ru |
Работа со звуком: преобразование текста в аудиоречь |
2. |
SoundType AI |
Веб-приложение: https://soundtype.ai/ru |
Работа со звуком: преобразование аудиоконтента (аудиофайлы, видео YouTube) в текст |
3. |
Text To Speech OpenAI |
Веб-приложение: https://ttsopenai.com
|
Работа со звуком: преобразование контента (текст, файлы (PDF, Word (DOCX), Excel (XLSX), PowerPoint (PPTX), TXT) идр.) в аудиоречь |
4. |
Whisper OpenAI |
Веб-приложение: https://huggingface.co/spaces/openai/whisper |
Работа со звуком: преобразование аудиоконтента (запись речи через микрофон, аудиофайлы, видео YouTube) в текст |
Системы ИИ для создания видео
№ п/п |
Название |
Способ доступа |
Основные возможности |
1. |
Fusion Brain |
Веб-приложение: https://fusionbrain.ai
|
|
2. |
Leonardo.AI |
Веб-приложение: https://app.leonardo.ai |
|
4. |
Шедеврум |
Веб-приложение: https://shedevrum.ai
|
|
3. Агрегаторы ИИ
Агрегаторы ИИ осуществляют интеграцию нескольких систем ИИ в одном интерфейсе.
№ п/п |
Название |
Способ доступа |
Основные возможности |
1. |
Hugging Chat |
Веб-приложение: https://huggingface.co/chat/
|
12 доступных ИИ-моделей: meta-llama/Llama-3.3-70B-Instruct, Qwen/Qwen3-235B-A22B, Qwen/Qwen2.5-72B-Instruct, CohereForAI/c4ai-command-r-plus-08-2024, deepseek-ai/DeepSeek-R1-Distill-Qwen-32B, nvidia/Llama-3.1-Nemotron-70B-Instruct-HF, Qwen/QwQ-32B, google/gemma-3-27b-it, mistralai/Mistral-Small-3.1-24B-Instruct-2503, Qwen/Qwen2.5-VL-32B-Instruct, microsoft/Phi-4, NousResearch/Hermes-3-Llama-3.1-8B
|
2. |
Merlin AI |
Веб-приложение: https://www.getmerlin.in
|
~20 ИИ-моделей
|
3. |
Perplexity |
Веб-приложение: https://www.perplexity.ai
|
Для бесплатного применения доступны: Sonar и R1 1776 (собственные языковые модели Perplexity), Claude 3.7 Sonnet, Claude 3.7 Sonnet Thinking, GPT-4.1, o4 -mini, Gemini 2.5 Pro, Grok 3 |
4. |
You.com (Chat for free) |
Веб-приложение: https://you.com
|
Более 20 ИИ-моделей и агентов
|
4. Сервисы с ИИ-помощниками
№ п/п |
Название |
Способ доступа |
Основные возможности |
1. |
Canva |
Веб-приложение: https://www.canva.com
|
Создание инфографики, презентаций, плакатов, буклетов, видео, сайтов и пр. |
2. |
Flyvi |
Веб-приложение: https://flyvi.io |
Создание инфографики, презентаций, плакатов, буклетов, открыток, коллажей, логотипов, баннеров и пр. |
3. |
Infogram |
Веб-приложение: https://infogram.com
|
Создание инфографики, дашбордов, презентаций, постеров |
4. |
Preceden |
Веб-приложение: https://www.preceden.com |
Создание временных шкал |
5. |
Supa |
Веб-приложение: https://supa.ru |
Создание инфографики, презентаций, плакатов, буклетов, открыток, коллажей, логотипов, баннеров, видео, сайтов и пр. |