Экспериментальный проект «Совершенствование деятельности учреждений высшего образования на основе модели «Университет 3.0» (комплексное развитие научно-исследовательской, инновационной и предпринимательской инфраструктуры учреждения высшего образования в целях создания инновационной продукции и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности)».

 

Срок реализации: 2018-2023 гг.

Участники экспериментального проекта:

– Белорусский государственный университет;

– Белорусский национальный технический университет;

– учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет»;

– учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»;

– учреждение образования «Белорусский государственный технологический университет»;

– учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы»;

– государственное учреждение высшего профессионального образования «Белорусско-Российский университет».

Руководитель проекта: Касперович Сергей Антонович, Министерство образования Республики Беларусь, начальник Главного управления профессионального образования, кандидат экономических наук, доцент.

Соруководители проекта:

– Чуприс Ольга Ивановна, Белорусский государственный университет, проектор по учебной работе и образовательным инновациям, доктор юридических наук, профессор;

– Вершина Георгий Александрович, Белорусский национальный технический университет, первый проректор, кандидат технических наук, доцент;

– Садовский Виктор Васильевич, Белорусский государственный экономический университет, первый проректор, доктор технических наук, профессор;

– Живицкая Елена Николаевна, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, проректор по учебной работе, кандидат технических наук, доцент;

– Сакович Андрей Андреевич, Белорусский государственный технологический университет, проректор по учебной работе, кандидат технических наук, доцент;

– Гачко Геннадий Алексеевич, Гродненский государственный университет имени Я. Купалы, проректор по учебной работе, кандидат физико-математических наук, доцент;

– Пашкевич Виктор Михайлович, Белорусско-Российский университет, проректор по научной работе, доктор технических наук, доцент.

Экспериментальный проект направлен на создание условий для развития действующих учреждений высшего образования в соответствии с моделью «Университет 3.0».

Реализация экспериментального проекта предусматривает два направления действий:

– внесение изменений и дополнений в учебно-программную документацию образовательных программ высшего образования I ступени, направленных на системное взаимосвязанное изучение вопросов инновационной, изобретательской и предпринимательской деятельности (создание бизнес среды) и в учебно-программную документацию образовательных программ высшего образования II ступени, направленных на реализацию стартапов в бизнес-инкубаторах, командное выполнение высокотехнологичных проектов в рамках практико-ориентированного и научно-ориентированного обучения;

– реализацию комплекса мер по созданию субъектов инновационной инфраструктуры (научно-технологические парки, центры трансфера технологий), отраслевых лабораторий, бизнес-инкубаторов, а также и по повышению эффективности научно-исследовательской, инновационной деятельности, которые будут обеспечивать на завершающем этапе коммерческую реализацию инновационной продукции и (или) результатов интеллектуальной деятельности.

Подготовительный этап (до 01.09.2018 г.) предусматривает:

– разработку каждым участником экспериментального проекта Дорожной карты по совершенствованию деятельности учреждения высшего образования на основе модели «Университет 3.0»;

– проведение исследования состояния предпринимательского потенциала студентов;

– определение каждым участником экспериментального проекта перечня специальностей высшего образования, по которым предусматривается реализация экспериментальной деятельности;

– внесение изменений и дополнений в учебно-программную документацию образовательных программ высшего образования II ступени, направленных на реализацию стартапов (в бизнес-инкубаторах), командное выполнение высокотехнологичных проектов в рамках практико-ориентированного и научно-ориентированного обучения.

Первый этап (01.09.2018-31.08.2019 г.) предусматривает:

– внесение изменений и дополнений в учебно-программную документацию образовательных программ высшего образования I ступени, направленных на системное взаимосвязанное изучение вопросов инновационной, изобретательской и предпринимательской деятельности (создание бизнес-среды) или проектирование нового содержания образовательных программ I ступени высшего образования, а также образовательных программ повышения квалификации, направленных на формирование у обучающихся знаний, компетенций и навыков, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, для открытия предпринимательских структур малого и среднего бизнеса;

– внедрение в образовательный процесс новых технологий преподавания и обучения, изменение организации образовательного процесса в соответствии с новым проектом Кодекса об образовании;

– организацию образовательного процесса по освоению нового содержания образовательных программ II ступени высшего образования;

– проведение повторного исследования состояния предпринимательского потенциала студентов в целях оценки эффективности принятых мер и реализованных мероприятий на уровне организации образовательного процесса.

Второй этап (01.09.2019-31.08.2020 г.) предусматривает:

– организацию образовательного процесса по освоению нового содержания образовательных программ I ступени высшего образования;

– внедрение в образовательный процесс новых технологий преподавания и обучения, изменение организации образовательного процесса в соответствии с новым проектом Кодекса об образовании (продолжение);

– организацию образовательного процесса по освоению нового содержания образовательных программ I ступени высшего образования;

– проведение повторного исследования состояния предпринимательского потенциала студентов в целях оценки эффективности принятых мер и реализованных мероприятий на уровне организации образовательного процесса.

Третий этап (01.09.2020-31.08.2021 г.) предусматривает:

– организацию образовательного процесса по освоению нового содержания образовательных программ I ступени высшего образования (продолжение);

– организацию образовательного процесса по освоению нового содержания образовательных программ II ступени высшего образования (продолжение);

– создание каждым участником экспериментальной деятельности проектной команды студентов (молодых предпринимателей), которая ориентирована на участие в международном конкурсе Enactus;

– реализацию комплекса мер по созданию субъектов инновационной инфраструктуры (научно-технологические парки, центры трансфера технологий), отраслевых лабораторий, стартап-школ; программ бизнес-акселерации, хакспейсов, бизнес-инкубаторов и др.;

– реализацию комплекса мер по повышению эффективности научно-исследовательской, инновационной деятельности, которые будут обеспечивать на завершающем этапе коммерческую реализацию инновационной продукции и (или) результатов интеллектуальной деятельности;

– создание республиканского Интернет-портала по обмену информацией между университетами и предприятиями: «наука – бизнес».

Четвертый этап (01.09.2021-31.08.2022 г.) предусматривает:

– организацию образовательного процесса по освоению нового содержания образовательных программ I ступени высшего образования (продолжение);

– организацию образовательного процесса по освоению нового содержания образовательных программ II ступени высшего образования (продолжение);

– развитие проектных команд студентов (молодых предпринимателей), которые ориентированы на участие в международном конкурсе Enactus;

– развитие субъектов инновационной инфраструктуры (научно-технологические парки, центры трансфера технологий), отраслевых лабораторий, бизнес-инкубаторов, стартап-школ, программ бизнес-акселерации, хакспейсов и др.;

– реализацию мер по повышению эффективности научно-исследовательской, инновационной деятельности.

Пятый этап (01.09.2022-31.08.2023 г.) предусматривает:

– организацию образовательного процесса по освоению нового содержания образовательных программ I ступени высшего образования (продолжение);

– организацию образовательного процесса по освоению нового содержания образовательных программ II ступени высшего образования (продолжение);

– проведение повторного исследования состояния предпринимательского потенциала студентов в целях оценки эффективности принятых мер и реализованных мероприятий на уровне организации образовательного процесса;

– развитие проектных команд студентов (молодых предпринимателей), которые ориентированы на участие в международном конкурсе Enactus;

– развитие субъектов инновационной инфраструктуры (научно-технологические парки, центры трансфера технологий), отраслевых лабораторий, бизнес-инкубаторов, стартап-школ; программ бизнес-акселерации и др.;

– реализацию мер по повышению эффективности научно-исследовательской, инновационной деятельности.

Скачать экспериментальный проект

Дорожные карты участников экспериментального проекта

– Дорожная карта по совершенствованию деятельности Белорусского государственного университета на основе модели «Университет 3.0»;

– Дорожная карта по совершенствованию деятельности Белорусского национального технического университета на основе модели «Университет 3.0»;

– Дорожная карта по совершенствованию деятельности Белорусского государственного экономического университета на основе модели «Университет 3.0»;

– Дорожная карта по совершенствованию деятельности Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники на основе модели «Университет 3.0»;

– Дорожная карта по совершенствованию деятельности Белорусского государственного технологического университета на основе модели «Университет 3.0»;

– Дорожная карта по совершенствованию деятельности Гродненского государственного университета имени Я. Купалы на основе модели «Университет 3.0»;

– Дорожная карта по совершенствованию деятельности Белорусско-Российского университета на основе модели «Университет 3.0».