В Государственном учреждении образования «Республиканский институт высшей школы» 11 декабря 2014 года проведен республиканский семинар-совещание «Организация работы с одаренной молодежью» (для проректоров, курирующих организацию работы с одаренной молодежью в учреждениях высшего образования Республики Беларусь) в соответствии с приказом Министра образования от 05.09.2014 № 700 «О формировании, ведении и актуализации банка данных одаренной молодежи».
В семинаре приняло участие 80 человек из 50 учреждений высшего образования, областных управлений образования, Комитета по образования Мингорисполкома.
Участники семинара-совещания констатировали, что в Республике Беларусь сложилась система, направленная на организацию работы с интеллектуально одарёнными учащимися, основанная на реализации идеи личностного, социально значимого развития как основного приоритета в обучении и воспитании. Вместе с тем, возникает ряд задач, решение которых будет способствовать качественному улучшению всех направлений работы с интеллектуально одарённой молодёжью. Особое внимание должно быть уделено обеспечению преемственности в организации работы с одарённой молодёжью между всеми уровнями системы образования. Это напрямую коррелирует с необходимостью концентрации усилий по формированию научно-обучающей среды УВО, обеспечивающей условия для развития, реализации и сохранения интеллектуального и творческого потенциала одаренной молодежи. Выступающие отметили, что каждый вуз должен четко представлять себе организационный механизм, формы работы, которые обеспечат включение одаренной молодежи в научно-исследовательскую работу в период обучения в УВО, начиная с младших курсов.
Участники семинара отметили, что в области учебно- и научно-исследовательской деятельности, создания развивающей среды в учреждениях образования и профессионального становления одарённых обучающихся необходимы:
- ориентация процесса обучения не на количественный, а на качественный результат, важнейшими критериями которого является развитие опыта учащегося и наличие самостоятельного творческого продукта, практическая самореализация каждого учащегося, переход педагога на позицию консультанта и наставника; организация проектной и исследовательской деятельности во всех учреждениях образования; построение индивидуальной образовательной траектории интеллектуально-одаренных учащихся и студентов;
- обеспечение преемственности в организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся общего среднего и высшего образования;
- обеспечение организационного, педагогического и научного сопровождения одарённых молодых людей, поступивших в учреждения высшего образования;
- совершенствование форм организации работы с одарённой молодёжью, создание консультационных центров и ресурсных центров на районном, областном и республиканском уровнях с привлечением учёных и специалистов из учреждений высшего образования, в том числе с учетом разработки и внедрения дистанционных средств обучения;
- совершенствование системы профориентации и профессионального самоопределения одарённых обучающихся;
- организация и совершенствование психолого-педагогической диагностики одарённости.
Приоритетными направления работы в области обеспечения информационно-аналитического, организационно-методического и управленческого сопровождения определены:
- совершенствование программных средств обеспечения ведения банка данных одарённых обучающихся;
- совершенствования комплекса нормативных, правовых и методических документов, регламентирующих организацию работы с интеллектуально одарённой молодёжью по всему спектру видов деятельности; корректировка действующих нормативных документов;
- актуализация теоретического и методологического осмысления опыта организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся; организация и научно-методическое обеспечение повышения квалификации педагогов в области развивающих педагогических технологий;
– осуществление мер по моральному и материальному стимулированию кураторов одарённой студенческой молодёжи, показывающей высокие результаты в научно-исследовательской и инновационной деятельности; внедрение в практику отчётов на советах УВО ответственных исполнителей и кураторов о работе с одарённой молодёжью. Участники семинара констатируют, что задача по совершенствованию механизмов поддержки эффективно работающих с интеллектуально одарёнными молодыми людьми кураторов по-прежнему остается острой;
- обобщение и распространение эффективного опыта работы с одарёнными и высокомотивированными учащимися; издание материалов из опыта работы педагогических работников (в том числе на электронных носителях); разработка справочных изданий по работе с интеллектуально одарённой молодёжью для работы в школах, УВО, лиц ответственных за ведение банка данных одарённой молодёжи, кураторов одарённых учащихся и студентов и т.д.;
- развитие международного сотрудничества в области новых образовательных технологий в обучении и воспитании одарённых и талантливых учащихся.
Выступления участников семинара-совещания.
Захаров А.Г. Система работы с интеллектуально одаренными молодыми людьми (на примере БГУ).
Курлович Д.М. Достижения и проблемы работы с одаренными студентами на географическом факультете БГУ.
Терехова Т.В. Работа с одарённой молодёжью в Белорусском государственном медицинском университете.
Хмелевский В.М. Республиканский компьютерный банк данных одаренной молодежи.