news2В Государственном учреждении образования «Республиканский институт высшей школы» 11 декабря 2014 года проведен республиканский семинар-совещание «Организация работы с одаренной молодежью» (для проректоров, курирующих организацию работы с одаренной молодежью в учреждениях высшего образования Республики Беларусь) в соответствии с приказом Министра образования от 05.09.2014 № 700 «О формировании, ведении и актуализации банка данных одаренной молодежи».

В семинаре приняло участие 80 человек из 50 учреждений высшего образования, областных управлений образования, Комитета по образования Мингорисполкома.

Участники семинара-совещания констатировали, что в Республике Беларусь сложилась система, направленная на организацию работы с интеллектуально одарёнными учащимися, основанная на реализации идеи личностного, социально значимого развития как основного приоритета в обучении и воспитании. Вместе с тем, возникает ряд задач, решение которых будет способствовать качественному улучшению всех направлений работы с интеллектуально одарённой молодёжью. Особое внимание должно быть уделено обеспечению преемственности в организации работы с одарённой молодёжью между всеми уровнями системы образования. Это напрямую коррелирует с необходимостью концентрации усилий по формированию научно-обучающей среды УВО, обеспечивающей условия для развития, реализации и сохранения интеллектуального и творческого потенциала одаренной молодежи. Выступающие отметили, что каждый вуз должен четко представлять себе организационный механизм, формы работы, которые обеспечат включение одаренной молодежи в научно-исследовательскую работу в период обучения в УВО, начиная с младших курсов.

Участники семинара отметили, что в области учебно- и научно-исследовательской деятельности, создания развивающей среды в учреждениях образования и профессионального становления одарённых обучающихся необходимы:

-       ориентация процесса обучения не на количественный, а на качественный результат, важнейшими критериями которого является развитие опыта учащегося и наличие самостоятельного творческого продукта, практическая самореализация каждого учащегося, переход педагога на позицию консультанта и наставника; организация проектной и исследовательской деятельности во всех учреждениях образования; построение индивидуальной образовательной траектории интеллектуально-одаренных учащихся и студентов;

-       обеспечение преемственности в организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся общего среднего и высшего образования;

-       обеспечение организационного, педагогического и научного сопровождения одарённых молодых людей, поступивших в учреждения высшего образования;

-       совершенствование форм организации работы с одарённой молодёжью, создание консультационных центров и ресурсных центров на районном, областном и республиканском уровнях с привлечением учёных и специалистов из учреждений высшего образования, в том числе с учетом разработки и внедрения дистанционных средств обучения;

-       совершенствование системы профориентации и профессионального самоопределения одарённых обучающихся;

-       организация и совершенствование психолого-педагогической диагностики одарённости.

Приоритетными направления работы в области обеспечения информационно-аналитического,  организационно-методического и управленческого сопровождения определены:

-     совершенствование программных средств обеспечения ведения банка данных одарённых обучающихся;

-     совершенствования комплекса нормативных, правовых и методических документов, регламентирующих организацию работы с интеллектуально одарённой молодёжью по всему спектру видов деятельности; корректировка действующих нормативных документов;

-     актуализация теоретического и методологического осмысления опыта организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся;  организация и научно-методическое обеспечение повышения квалификации педагогов в области развивающих педагогических технологий;

 – осуществление  мер по моральному и материальному стимулированию кураторов одарённой студенческой молодёжи, показывающей высокие результаты в научно-исследовательской и инновационной деятельности; внедрение в практику отчётов на советах УВО ответственных исполнителей и кураторов о работе с одарённой молодёжью. Участники семинара констатируют, что задача по совершенствованию механизмов поддержки эффективно работающих с интеллектуально одарёнными молодыми людьми  кураторов по-прежнему остается острой;

-     обобщение и распространение эффективного опыта работы с одарёнными и высокомотивированными учащимися; издание материалов из опыта работы педагогических работников (в том числе на электронных носителях); разработка справочных изданий по работе с интеллектуально одарённой молодёжью для работы в школах, УВО, лиц ответственных за ведение банка данных одарённой молодёжи, кураторов одарённых учащихся и студентов и т.д.;

-     развитие международного сотрудничества в области новых образовательных технологий в обучении и воспитании одарённых и талантливых учащихся.

Выступления участников семинара-совещания.

Басалай Г.А. Научно-творческое студенческое бюро «Горняк»: некоторые аспекты работы с творческой молодежью.

Васильев А.Ф. О работе с одаренной молодежью в научно-образовательном комплексе «школа-университет-предприятие».

Задворный Б.В. Система непрерывного ориентированного образования по математике и информатике на ФПМИ БГУ: опыт и итоги, проблемы и решения.

Захаров А.Г. Система работы с интеллектуально одаренными молодыми людьми (на примере БГУ).

Кожуховская Л.С. Технические и организационные аспекты ведения и использования базы данных одаренной молодежи.

Кологривко А.А. Системный подход к организации научно-исследовательской работы студентов Белорусского национального технического университета.

Курлович Д.М. Достижения и проблемы работы с одаренными студентами на географическом факультете БГУ.

Терехова Т.В. Работа с одарённой молодёжью в Белорусском государственном медицинском университете.

Хмелевский В.М. Республиканский компьютерный банк данных одаренной молодежи.

Черник Е.О. Выполнение поручений Главы государства и нормативных актов Министерства образования по работе с одаренной молодежью.